Дагестан может стать «российской Сирией»
05 июня 2013, 16:19, ИА Амител
Говорят, мэр Махачкалы Саид Амиров, руководивший городом с 1998 года, был вторым по могущественности человеком на Северном Кавказе после Рамзана Кадырова. Конечно, между ними существовал очень большой разрыв, но Амиров в этом списке следовал именно вторым. И еще в Дагестане у всех присутствовало понимание, что ему, как и Кадырову, просто невозможно противостоять. И вот Амиров арестован, вывезен в Москву и ему предъявлено обвинение в организации убийства следователя Арсена Гаджибекова, которое произошло в декабре 2011 года.
О влиятельности Амирова можно судить уже по процедуре ареста: его доставили "куда следует" не обычным автозаком, а вертолетом, который сел на площадь прямо перед мэрией. Боялись, что отобьют по пути? В славном городе Махачкале всякие эксцессы бывали, это вам не Москва, там взрывы гремят регулярно, как и во всем Дагестане. Любопытно, что при этом взрывы совсем не помешали Амирову получить звание "лучшего мэра России". Но если он – лучший мэр, то тогда, выходит, возглавляемый им город с постоянными терактами – тоже лучший в стране? Не может же быть под началом лучшего мэра совсем не лучший город?..
А еще в 1998 году сторонники ныне покойного авторитетного деятеля Надиршаха Хачилаева после перестрелки с охраной захватили в Махачкале здание Госсовета республики и удерживали его в течение суток. Так что предосторожность с вертолетом, наверное, была не лишней.
Но вернемся к сегодняшнему дню. Наблюдатели давно отмечали, что между Саидом Амировым и вновь назначенным президентом республики Рамазаном Абдулатиповым существуют, мягко говоря, непростые отношения. Сложились они давно, и Москва не могла о них не знать, ставя на должность Абдулатипова. Говорили также, что ранее все кандидаты на президентство так или иначе чуть ли не согласовывались с Амировым, который умел ладить со всеми дагестанскими кланами. В этот же раз его мнением не поинтересовалось. И было непонятно, что же случится дальше.
Развязка наступила 1 июня. Абдулатипов победил, хотя формально все было обставлено без его участия: в этот день он находился на футбольном матче в Чечне. Все понимают, что решение об аресте Амирова принимал не он, оно утверждалось в Москве на самом верху и означает демонтаж существующей системы власти в Дагестане: сначала убрали прежнего президента, переведя на работу в Москву, затем Амирова – под двухмесячный арест, а там будет видно. Сторонники Амирова заявляют о его невиновности и требуют возврата на должность, однако очевидно, что при любом исходе дела он не вернется.
Основания для ареста Амирова дали показания свидетеля, которого, по слухам, вчера попытались убить в Пятигорском СИЗО – повесить. Позднее УФСИН Ставрополья выступило с опровержением этой информации. "Информация о попытке убийства Магомеда Абдулгалимова в СИЗО не соответствует действительности. Человек с такой фамилией вообще не поступал в СИЗО Пятигорска", – заявил представитель управления.
Газета "Известия" отрядила в Махачкалу корреспондентов, которые узнали некоторые интересные детали из жизни Саида Амирова. Так, в родном селе Джангамахи, расположенном в 100 километрах от Махачкалы, о нем отзываются исключительно хорошо, характеризуя в превосходных степенях. Рядом с селом за холмами расположен роскошнейший загородный комплекс мэра из нескольких зданий, скромно именуемый "дачей" и занимающий едва ли не столько же места, сколько и само село. Проехать к "даче" журналистам не дают, перегородив дорогу машинами, снимать ее тоже не советуют, чтобы "не злить людей". Но пара снимков все же попадает на страницы издания.
В Махачкале просивший не называть его имени ветеран МВД рассказывает, с чего начинал Амиров свою деятельность. "Я за ним следил еще с 1970-х, с расцвета Союза. Этот Амиров тогда знаешь чем занимался? Шерстью овечьей. Приемщиком был. Развернулся быстро. Молодым он еще парнем был, лет 19-20, а нам в милицию писали докладные, что он нужным людям КамАЗами деньги возит, на шерсти заработанные, чтоб ему не мешали бизнес свой вести, – говорит бывший сотрудник дагестанской милиции на встрече в чайной. – Но нам его трогать не давали. Руководство милицейское всегда одергивало: не суйтесь, не ваше дело".
Амиров заготавливал шерсть в Дагестане, потом в Калмыкии, перечисляет он. Дважды собранная им шерсть сгорала дотла прямо на складах, а сам он и предназначенные для оплаты сырья деньги куда-то бесследно исчезали. Во втором пожаре будто бы погибли брат и дядя будущего градоначальника, а сам Амиров оказался во всесоюзном розыске.
А незадолго до развала СССР Амиров снова появился в республике и тут же оказался во властных кругах – руководил сельским хозяйством, потом выбился в заместители председателя правительства республики, откуда перешел в депутаты и в конце 1990-х был избран мэром дагестанской столицы.
Жители Махачкалы говорить об Амирове отказываются, но брат следователя Арсена Гаджибекова, в причастности к убийству которого подозревают Амирова, в телефонном разговоре выражений не выбирает. Когда корреспондент произносит в трубку "ваш мэр", тот взрывается: "Он – не мой мэр и не наш мэр! Он – главарь банды убийц и грабителей".
Политолог Алексей Мухин рассказал газете "Взгляд", что арест Амирова может стать началом масштабных перемен в Дагестане. Организаторы этой акции замахнулись не только на саму фигуру махачкалинского мэра, но и на тот порядок управления, который сформировался в постсоветские годы в республике. С арестом Амирова связано много общественных ожиданий. Ожиданий того, что федеральная власть наконец-то начала наводить порядок в республике.
"Сторонники Амирова будут пытаться переломить ситуацию в свою пользу. В первую очередь они, безусловно, попытаются через адвокатов изменить ему меру пресечения. Кроме того, не исключено, что будет предпринята попытка развала обвинения с помощью отказа фигурантов дела от уже данных ранее показаний. Что касается новых арестов и задержаний, то они не исключены. Во-первых, судя по всему, далеко не все фигуранты дела Амирова задержаны. Во-вторых, не исключено, что на прицеле у правоохранительных органов другие, столь же знаковые, чиновные и бизнес-фигуры, которые были причастны к тем или иным злоупотреблениям", – говорит эксперт.
Вчера попытки освободить Амирова из-под стражи уже последовали. Адвокаты заявили, что он просто не может находиться в заключении, так как является инвалидом-колясочником и не в состоянии себя обслуживать. Кроме того, он страдает инсулинозависимой формой диабета. Между тем, если его вина в убийстве следователя будет доказана, Амирову грозит пожизненное заключение.
Партия "Единая Россия", к которой принадлежал бывший махачкалинский мэр, заявила сегодня, что пока не будет исключать его из своих рядов – до прояснения ситуации.
Сегодня же руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин рассказал, что операция по аресту Амирова готовилась почти два года, а на дальнейшее расследование уйдет "не один месяц". "Мы к этой операции готовились практически два года с тем, чтобы она прошла успешно", – сказал Бастрыкин, выступая на антикоррупционном форуме в Счетной палате.
Одновременно Бастрыкин признал, что следствию "предстоит еще большая работа по доказыванию целого ряда серьезных преступлений, которые совершены в этой республике этой организованной группой, по сути дела, преступным сообществом". По его словам, "это работа не одного месяца". Вместе с Амировым арестованы еще более десяти его подельников. Обвинение Амирову может быть предъявлено уже сегодня.
Из Махачкалы тем временем сообщают, что особых возмущений по поводу ареста Амирова там не отмечено. Но возможно всякое. О том, насколько плотно клан Амировых опутал Дагестан, можно судить из перечисления должностей, которые занимают родственники арестованного мэра. Итак, по данным "Известий": "Родная сестра жены Саида Амирова Перзият Багандова является депутатом Народного собрания Республики Дагестан, членом комитета по здравоохранению и социальной политике. Один сын мэра, Магомед Амиров, – депутат Народного собрания Республики Дагестан, другой, Далгат Амиров, – руководитель службы судебных приставов Дагестана. Брат мэра Магомедсалам Амиров работает председателем Кировского районного суда Махачкалы. Два родных племянника Амирова – депутаты Государственной Думы РФ: Джамаладин Гасанов – член фракции СР, Магомедкади Гасанов – единоросс".
Разрубить этот клубок сложно, но, наверное, можно. Точнее, необходимо. Ну а достанет ли для этого у Кремля сил и политической воли – покажет время. Времени между тем на это немного. "В республике фактически обозначились первые зачатки сирийского сценария", – предупреждает на страницах сайта "Кавказская политика" журналист Муса Мусаев. И он знает, о чем говорит.
Комментарии 0