Неудача "Ангары": пресса предлагает версии причин провала

30 июня 2014, 15:27, ИА Амител

После очередной отмены старта российской ракеты-носителя "Ангара", которая не смогла взлететь 27 июня на глазах у президента РФ Владимира Путина и спустя сутки все еще не была готова к старту в резервную дату, российские СМИ обсуждают возможные причины хронических неудач проекта и системный кризис в российской космической отрасли. Об этом сообщает newsru.com.

По данным источника РИА "Новости", причиной переноса первого испытательного запуска с космодрома "Плисецк" стала обнаружение негерметичности дренажа одного из клапанов.

"Автоматическая отмена запуска, по предварительным данным, сработала примерно за 15 минут до старта. Причина техническая - негерметичный дренаж клапана наддува магистрали окислителя. Для устранения неполадки принято решение слить топливо, снять ракету со стартового комплекса и перевезти ее для устранения замечаний на техническую позицию", - пояснил собеседник агентства. Новая дата пуска, по его словам, пока не определена.

Разработка ракеты-носителя "Ангара", которая должна была стать первой самостоятельной российской разработкой после кончины Сергея Королева в 1966 году, была начата 20 лет назад. По первоначальному плану, семейство ракет "Ангара", состоящее из легких и тяжелых носителей, планировалось начать эксплуатировать в 2005 году. Однако сроки первого пуска ракеты ежегодно переносились. В 2012 году в Роскосмосе подсчитали, что разработка обошлась более чем в 160 млрд рублей.

Неудачи "Ангары", как и проблемы всей российской космической индустрии, объясняют разными причинами - от сложности поставленных задач до перебоев с финансированием и саботажа. Однако сопоставление с мировой практикой заставляет задуматься о том, не вызваны ли проблемы издержками изоляционизма и государственного монополизма в науке и технике, пишут "Ведомости".

- Россия выбрала Китай в союзники по покорению Луны и Марса, объявил Рогозин

Издание напоминает, что во всем мире космические разработки перестали быть прерогативой госкомпаний, а военные при решении стратегических задач в первую очередь учитывают уровень развития технологий, а не "догматическую зацикленность на государстве как единственно возможном заказчике и исполнителе".

Проблема "Ангары" - деградация всей отрасли, полагают эксперты

"Ангара-1.2ПП" - потенциально успешный проект, напоминает "Независимая газета", ссылаясь на практику, и выдвигает версию, что причины ошибок и просчетов в ракетной области связаны не с техническими факторами, а с неэффективностью системы взаимодействия государства и промышленных предприятий.

В январе прошлого года, напоминает издание, успешно полетела в космос южнокорейская ракета KSLV-1, которая на 80% повторяет легкую "Ангару". Основной ступенью этой ракеты является российский универсальный ракетный модуль УРМ-1, использующий вместо ракетного топлива кислород и керосин. А сама ракета была произведена Корейским институтом аэрокосмических исследований и авиакомпанией Korean Air совместно с российским Центром им. Хруничева. С помощью российских разработок корейцы надеются освоить и запуск средних и тяжелых ракет.

Рассуждая о том, почему у России пока не получается то, что удается Южной Корее, "Независимая газета" также поднимает вопрос о частно-государственном партнерстве, напоминая об успехах американских частных корпораций, в первую очередь SpaceX.

"Опыт показывает, что нигде в мире, где государство руководит производством, эффективность не бывает высокой. В России по-прежнему существует советский способ развития экономики - выполнить и перевыполнить план. Сначала пуск "Ангары-1.2ПП" планировали на 2015 год. Потом срок перенесли на июнь 2014-го. Начались авральные работы по выполнению нового плана. По этому вопросу несколько раз заседало правительство. А Минобороны даже установило видеокамеры на строительных площадках Плесецка, чтобы отслеживать процесс оборудования ракетного старта для ракеты. А что в результате? Плановые показатели в очередной раз сорваны. И по каким причинам - неизвестно. Трудно представить, чтобы подобные события имели место в Пентагоне", - говорит военный эксперт, полковник Владимир Попов.

Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, генерал-майор Владимир Дворкин, долгое время возглавлявший один из научно-исследовательских центров Минобороны, перечисляет системные проблемы ракетно-технической отрасли: "Во-первых, в промышленности не налажен должный контроль за качеством производимой продукции, который существовал ранее. Во-вторых, обвально падает квалификационный уровень и профессионализм кадров, работающих в космической отрасли. И, в-третьих, у нас по-прежнему на увеличение стоимости космической продукции влияет коррупция. И счет здесь, к сожалению, идет не на единицы, а на десятки процентов".

Все аварии последних лет связаны с качеством контроля процессов на производстве, с его организацией, с подготовкой персонала, приводит РБК daily мнение гендиректора Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Игоря Комарова. "Нет такого, что поставили контролеров, ввели военную приемку - и все чудесным образом решилось раз и навсегда. Дефекты не повторяются, что свидетельствует о деградации системы", - говорит глава ОРКК.

Россия пока лидирует в области грузовых перевозок, но вот-вот потеряет позиции

Коммерческий рынок доставки грузов в космос пока остается единственным сегментом космической отрасли, где Россия сохраняет лидерство, напоминает издание. Около 40% российских ракет летают только с иностранной полезной нагрузкой - спутниками и астронавтами. Однако в масштабах всей экономики космоса этот сегмент составляет менее 1%, а с приходом конкурентов Россия может потерять и этот рынок.

Как напоминает РБК daily, после начала эксплуатации челноков Dragon американской компании SpaceX спрос на российские транспортники "Прогресс" упал на треть. Теперь SpaceX разрабатывает тяжелую ракету Falcon Heavy, которая радикально удешевит доставку грузов на орбиту, и анонсирует многоразовый Dragon V2, способный перевернуть представления о стоимости и сложности доставки астронавтов на МКС. Не отстают и китайские разработчики. При этом аварийность и эффективность китайских ракет Long March 3, европейских Ariane-V, американских Atlas-V, японских H-II, индийских PSLV заставляет задуматься о перспективах российских "Прогрессов".

В России осознают опасность, которую представляет для отечественной космической отрасли SpaceX: амбиции этой компании имеют большее значение, чем санкции США из-за кризиса на Украине.

Затраты России на космос, при всей своей неэффективности, продолжают расти

Недопустимо мало зарабатывая на космосе, Россия остается одним из лидеров по государственным затратам на эту отрасль, обращает внимание РБК daily. "Согласно отчету Space Report 2014, совокупные госрасходы на космос в мире составили в 2013 году 74,1 млрд долларов. На США приходится больше половины - 41,3 млрд долларов. Государственные расходы России на космос за последние 10 лет выросли в 14 раз и в 2013 году достигли 10 млрд долларов. Сейчас по показателю государственных расходов на космос к единице ВВП мы занимаем первое место в мире среди ведущих держав: в 2013 году США потратили 25 долларов на каждые 10 тысяч долларов ВВП, Китай - 4 доллара, а Россия - 47 долларов!" - говорится в статье.

На финансирование новой госпрограммы "Космическая деятельность России на 2013-2020 годы" планируется выделить 1,8 трлн рублей. Однако цели, поставленные в предыдущей программе, которая обошлась стране более чем в 0,5 трлн рублей, достигнуты не были, отмечает издание: доля России на мировом рынке ракетно-космической техники выросла на 1% вместо 10, доля нового промышленного оборудования на предприятиях возросла на 12 вместо 35%, а в области научных исследований в космической сфере доля российских патентов составляет всего 1% (против 50% у американцев, например). Количество выведенных на орбиту спутников составило 47% от запланированного числа.

Более 70% технологического оборудования в отечественной ракетно-космической промышленности имеет возраст более 20 лет, признают в ОРКК. Затраты на создание спутников в четыре раза превышают зарубежные стандарты, эксплуатационно-технические характеристики остаются крайне низкими, а аварийность растет. А в целом, как в прошлом году признала Счетная палата, в отрасли сложилась система "коллективной безответственности".

Писательница и журналист Юлия Латынина в передаче "Код доступа" на "Эхе Москвы" предлагает проанализировать эффективность проекта "Ангара" по сравнению с достижениями компании SpaceX Илона Маска.

"Легко прикинуть, что Илон Маск потратил на разработку семейства ракет Falcon около 100 миллионов долларов. А Россия на разработку семейств ракет "Ангара" потратила 5,5 миллиарда долларов, или в 55 раз больше. При том что Falcon полетел за шесть лет, а Ангара не полетела за 20. То есть я понимаю, что сейчас это приблизительные цифры, но порядок цифр приблизительно такой. Если это выглядит как утка, крякает как утка и летает или, точнее, в случае "Ангары" не летает как утка, то, наверное, это утка и есть. Если мы безрезультатно потратили пять с лишним миллиардов долларов на то, что частный предприниматель в США потратил 100 миллионов, то вряд ли мы тратили эти деньги, чтобы создать ракету. Скорее, наоборот: мы создавали ракету, чтобы эти деньги украсть", - уверена Латынина.

Напомним, дискуссия о судьбе еще одного убыточного и проблемного российского космического проекта - "Морского старта" - еще продолжается. По мнению информированных источников, проект может быть заморожен минимум на два года.

Комментарии 0

Лента новостей

В России заблокировали Viber
18 часов назад  10

Новости партнеров