"Барнаул уже другой". Был ли снежный городок 2021-2022 последним для площади Сахарова

В Барнауле сформировался новый центр притяжения жителей, которому площадь Сахарова ощутимо проигрывает

19 января 2022, 07:03, ИА Амител

Фото: amic.ru
Фото: amic.ru

17 января в Барнауле вновь открыли для автомобилей движение по площади Сахарова. Участок Социалистического проспекта был недоступен почти полтора месяца — с 4 декабря, когда там начали строить новогодний городок с главной ёлкой столицы края. Перекрытие площади традиционно вызывало возмущение жителей — водителей и их пассажиров — из-за пробок, ежедневно возникающих в и без того перегруженном центре. В соцсетях и СМИ вновь начали обсуждать возможность переноса ёлки с Сахарова. 

К идее организовывать главный новогодний городок в другом месте, где она не будет мешать, а вокруг есть необходимая для отдыха инфраструктура, в Барнауле возвращаются почти каждый год. Решение однако постоянно откладывается. Сейчас, считают эксперты, оно назрело. Городу необходимо смещать акцент в сторону другого, уже получившего развитие общественного пространства — исторического центра. Столица края и её жители от этого только выиграют. Был ли ледовый городок 2021-2022 последним для площади Сахарова, разбирался amic.ru.

Новое пространство

Идея сместить центр общественной жизни города в сторону исторической территории начала реализовываться в Барнауле в 2017 году, когда после реконструкции открылась улица Мало-Тобольская — Барнаульский Арбат. “Заселение” её ресторанами и прочими развлекательными заведениями шло со скрипом, но спустя два-три года всё же произошло. Когда поток людей стал достаточным, для того чтобы экономика местного бизнеса выходила в плюс, начали подтягиваться новые. Процесс ускорило открытие “Старого базара” — комплекса с “крафтовыми” магазинчиками и молодёжными кафе-барами, —созданного по примеру аналогичных столичных центров. Если два года назад на Мало-Тобольской работало не больше 5-7 заведений, то сейчас — более 20.

“Перенос центра общественной жизни, городской активности в “даунтаун” (“нижний город”, — прим. ред.) абсолютно логичен. Возможности административной части краевой столицы себя уже исчерпали, люди устали от пробок во время мероприятий. Сместить акценты в сторону новых общественных пространств пытаются сейчас во многих городах, везде по-разному. Но если говорить о Барнауле, то это позволит вдохнуть новую жизнь в историческую часть регионального центра, который сейчас начинает оживать”, — говорит барнаульский архитектор Александр Деринг. 

По словам Деринга, сейчас есть множество концепций развития территории Мало-Тобольской — Льва Толстого и в целом исторического центра разной степени проработки. Но то, что в воздухе витает идея создать постоянное место притяжения, а не временное, как с площадью Сахарова, и перенести туда все активности – от ярмарок до главной ёлки, — уже очевидно всем. 

Сейчас власти Барнаула стараются оживлять эту территорию: организовывают гулянья во время всех массовых праздников, строят новогодние городки, а в 2021 году именно там была основная развлекательная площадка во время Кубка мира по гребле. В комплексе с Центральным парком и набережной исторический центр постепенно становится главным местом притяжения общественности. А при большом количестве заведений и вовсе единственным: административный центр столь высокой концентрацией инфраструктуры для отдыха похвастаться не может. 

Перекрывать дороги — прошлый век

О том, что массовые мероприятия в Барнауле нужно переносить в другое место, чаще всего вспоминают во время перекрытия улиц — в частности, площади Сахарова. А особенно — в декабре-январе каждого года. Центр города, и без того стоящий в пробках в часы пик, в праздники “задыхается” ещё сильнее, считает председатель Алтайской федерации автомобильного спорта Александр Чернюк.

“Конечно, чтобы разгрузить центр Барнаула, нужны такие мегапроекты, как сквозной проезд через железнодорожный вокзал, сквозная улица Молодёжная. Но и отказ от перекрытия Сахарова на салюты, новогодние праздники, дни города был бы важным решением. Если есть возможность проводить мероприятия в другом месте, а она есть, и не ограничивать движение, то почему бы это не сделать?” — сказал Чернюк.

Отказываться от перекрытия дорог для массовых мероприятий — тенденция, характерная для многих городов. В Кемерове, где главную площадь города — площадь Советов — закрывали для движения не только для новогоднего городка, но и для продовольственных ярмарок, этого не делают с 2018 года. Причём решение принималось на уровне губернатора региона.

Пришли к этому и в Новосибирске: если в предыдущие годы главную ёлку ставили на площади Ленина, для чего приходилось перекрывать центральную улицу города, то в 2021 году от этого отказались. 

Сибирский опыт

“Дело не только в отказе от перекрытия дорог. В целом общественные активности уводят из административных центров. В Красноярске их переносят на набережную, в Омске — в исторический кластер. Вопрос, насколько удачно это всё реализуется на практике. Но здесь важен именно интерес властей к созданию альтернативных территорий, которые вполне могут стать основными”, — говорит Александр Деринг.

В Иркутске таким примером стал “130 квартал” — специально созданная в исторической части города пешеходная туристическая территория. Она открыта в 2011 году и включает в себя шесть музеев, множество кафе и сувенирных лавок.

“Проект по реновации “130 квартала” показал, что можно дать новую жизнь объектам культурного наследия, которые не всегда вписаны в городскую инфраструктуру. Теперь там проводятся различные массовые мероприятия, что позволило в том числе и разгрузить административный центр Иркутска”, — рассказал amic.ru архитектор, директор проекта “Иркутские кварталы” Сергей Маяренков.

Похожий проект реализуется и в Омске, хотя и не столь успешно, рассказал amic.ru профессор кафедры связей с общественностью, сервиса и туризма Омского госуниверситета путей сообщения Сергей Костарев.

“Наши власти постепенно пытаются перенести крупные городские активности из административного центра в Омскую крепость — исторический комплекс, из которого делают туристическую зону. Пока, правда, это идёт тяжело: постоянный поток людей туда завести не удаётся. Дело в том, что, помимо архитектурной составляющей, есть ещё социокультурное программирование: нельзя просто изменить статус пространства, чтобы туда приходили люди. Нужно изучать интересы жителей и бизнеса, учитывать их, продумывать, за счёт чего территория сможет жить”, — сказал Костарев.

“Не массы, а общественность”

Власти многих российских городов задумываются о создании новых мест притяжения взамен старых не случайно. Это связано с переменами в обществе, сказала amic.ru руководитель лаборатории социологии градостроительства Российского института урбанистики Елена Чернова.

“Обобщённые “площади Ленина” в городах создавались под массовые мероприятия. А сейчас люди — это не массы, а именно общественность — более активная, открыто высказывающая свои предпочтения и действующая согласно им. Соответственно, и места притяжения проектируются исходя из общественных потоков. Просто так людей никуда не загонишь. Смысл пространства именно в понятных пешеходных потоках. Где они есть — там есть и жизнь. Поэтому и есть проблема переформатирования административных пространств в общественные”, — подчеркнула Чернова.

Пространство будет востребовано, если там есть нужный людям набор общественных функций: от фотозоны для инстаграма до питания и мест отдыха, считает Сергей Маяренков. 

“Нужно, чтобы была набрана критическая масса посетителей. Но важно и закладывать перемены в отношении к новому месту со стороны горожан. У них должно быть понимание ценности пространства, в том числе и с точки зрения истории”, — сказал архитектор. 

“Парады тоже нужно где-то проводить”

“Подозреваю, что жители Барнаула выскажутся за перенос места массовых мероприятий в исторический центр. Но для этого нужно посоветоваться с ними. Исходя из видения общественности и будет формироваться дальнейшая судьба пространства”, — сказал профессор ОмГУПС Сергей Костарев. 

Исторический центр Барнаула с пешеходной улицей Мало-Тобольской уже имеет постоянные потоки людей и нужную им инфраструктуру. Поэтому смещение акцентов именно на эту территорию назрело, отметил архитектор Александр Деринг. 

“Барнаул — уже другой город, не тот, что был несколько лет назад. Можно сказать, что площадь Сахарова как главное городское пространство себя уже исчерпало. Оно останется административным центром, местом, где в сквере собирается молодёжь. Но уже нужно задействовать тот гигантский ресурс, который даёт исторический центр Барнаула с его туркластером”, — сказал Деринг.

Впрочем, если в городе и сменится место притяжения и проведения крупных праздников, то общественная функция у главных городских площадей останется. “Парады нужно тоже где-то проводить. И альтернативы центральным площадям здесь нет”, — сказал Сергей Маяренков.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров