Лес раздора: экологи Алтая добились изменения лесохозяйственных регламентов

Экологи Алтайского края добились изменения лесохозяйственных регламентов, незаконной рубки леса станет меньше.

23 декабря 2015, 08:10, ИА Амител

Лес тронулся, господа присяжные заседатели. Да-да, именно лес, алтайский лес. Казалось бы, какая мелочь: лесохозяйственные регламенты. Просто документы. Но на них строится почти вся деятельность человека в лесу. В это непростое время жителя больше волнуют цены на продукты, подорожание коммуналки, подготовка к Новому году и странная для декабря погода за окном, но никак не лес. А вот алтайским экологам не все равно. За изменение регламентов они бились несколько лет. Теперь, когда к делу подключился Общероссийский народный фронт, работа стала спориться. Во всяком случае, так говорят и сами экологи, и представители фронта, и даже чиновники.

Долгий старт

Проблемы экологии и леса стали темой одной из шести тематических площадок на региональной конференции ОНФ в Алтайском крае в начале декабря.

Читайте также: Алтайский ОНФ провел конференцию с "разбором полетов"

Модератором лесной площадки был руководитель группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса реготделения ОНФ Алексей Грибков, который уже много лет возглавляет алтайскую краевую общественную организацию "Геблеровское экологическое общество".

Сейчас в Алтайском крае ведется работа по изменению лесохозяйственных регламентов. Суть ее – в уточнении статуса участков леса, четкое определение границ, где можно вести лесохозяйственную деятельность, а где нет.

"Результатом работы стали системные подвижки, говорить об окончательном решении проблемы пока рано. Но движение началось, и оно серьезное. Главное здесь — процесс изменения в лесохозяйственные регламенты лесничеств Алтайского края. Это документ, на основе которого ведется охрана и использование лесов. К сожалению, с момента появления этих регламентов и до сегодняшнего дня они не учитывали многие важные моменты: сохранение особо охраняемых природных территорий, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия. Но благодаря нашим совместным усилиям работа пошла", – пояснил Алексей Грибков.

Недочеты есть, но они, что называется, исправимы.

Регламенты

Зачем нужна эта работа? Из-за неверного деления лесов по категориям, недостоверной информации о местах расположения особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в крае создаются условия для нарушения лесного и природоохранного законодательства. Иными словами, ведется рубка леса и добыча полезных ископаемых там, где это должно быть запрещено. Печально известный пример – Залесовский заказник, незаконность рубки в котором экологи смогли доказать только в Верховном суде РФ.

В лесохозяйственном регламенте этого лесничества леса были обозначены как эксплуатационные. Но по федеральному законодательству леса на ООПТ должны относиться к соответствующей категории защитных. Это прямо противоречило Лесному кодексу. И это не просто недочеты – на основании этих документов ведется вся деятельность.

В Алтайском крае 92 ООПТ краевого значения и одна – федерального. Их общая площадь составляет 760 тысяч гектаров – это около 4,5% от территории региона.
Пока не было этих нормативов, лесопользователь, заключая договор аренды и разрабатывая проект освоения лесов, не предусматривал почти никаких конкретных мероприятий по охране тех же редких видов растений и животных. Это приводило к вырубке глухариных токов, разрушению мест обитания редких и исчезающих видов животных. Теперь любой арендатор при заключении договора аренды обязан учитывать данные нормативы. Теперь с них можно и спрашивать.

Читайте также: Чиновники и общественники опять не договорились по проблемам леса на Алтае

Кроме того, был подготовлен проект приведения режима использования Залесовского заказника в соответствие с целями и задачами. Документ уже получил согласование в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, осталось дело за подписанием постановления губернатором. Теперь на территории заказника будут запрещены все виды рубок лесных насаждений, за исключением выборочных санитарных рубок, и будет жестко ограничена возможность добычи полезных ископаемых.

Залесовский заказник – один из многих примеров. Ниже на фото видно, что подобная незаконная деятельность велась, во всяком случае, на этом настаивают экологи, и во многих других заказниках.
 
Фото предоставлено Александре Черданцевой "Геблеровским экологическим обществом"
Еще одно большое достижение, по словам Грибкова, – сейчас в регламенты вносятся конкретные нормативы по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия лесов. Алтайский край по данному показателю стал пионером – конкретные нормативные подходы к выделению, сохранению ключевых биотопов приняты в единичных регионах России.

Аналогичные изменения готовятся по Кислухинскому и Касмалинскому заказникам.

Однако работы у кампании чиновников и экологов еще очень много. И не только по лесохозяйственным регламентам и режимам. В Алтайском крае остро стоит проблема браконьерства и золотодобычи. Во втором случае имеется в виду наносимый ущерб природе.

Читайте также: "Браконьерство в Алтайском крае неискоренимо" – эксперт Алексей Грибков

И тебя вылечим

Тематическая площадка по проблемам леса не была самой многочисленной на декабрьской региональной конференции, но работу самой группы руководство ОНФ называет наиболее успешной.

"Отдельные рабочие группы по защите леса сформированы во всех регионах, но наша уже известна на федеральном уровне. Есть определенные успехи. ОНФ усадил за один стол профильные управления и общественников. Главное, что наши активисты услышаны. Проблем много, их и за несколько лет не решить, но двигаться надо", – прокомментировала ИА "Амител" сопредседатель регионального отделения ОНФ, депутат Барнаульской городской думы Марина Ермоленко.

Сначала за этим столом были слышны в основном взаимные упреки. Общественники говорили о фактах незаконных рубок в лесах и другой лесохозяйственной деятельности на запрещенных федеральным законом территориях. Чиновники уверяли, что информация проверяется, но не находит подтверждения, а также что запрет любой деятельности в лесах приведет к потере арендаторов и, соответственно, приносящего налоги бизнеса. Нет денег – не на что проводить лесовосстановительные работы, организовать меры по недопущению и тушению пожаров.

Речь идет о сумме в несколько миллиардов рублей. Так, в 2014 году лесная отрасль принесла в региональный бюджет 5,8 миллиарда рублей.
В Алтайском крае 4,4 миллиона гектаров леса, в аренде 2,6 миллиона гектаров. Ежегодно заготавливается 2,5 миллиона кубометров древесины.
Чиновники, которые и меняют регламенты, оценивают сотрудничество с экологами после нескольких лет трудного налаживания отношений положительно, но уже со своей "колокольни".

"Раньше они сами не выходили с предложением обсуждать, они работали сами по себе, мы сами себе. Сегодня мы сотрудничаем. Где-то у них есть недопонимание законодательства, где-то они нам помогают в части нарушений. Все нормально и цивилизованно", – прокомментировал ИА "Амител" заместитель начальника управления лесами Алтайского края Андрей Стрелковский.

Учитывая, как обсуждение лесных проблем Алтайского края, а их на самом деле очень много, велось раньше, даже такое сотрудничество — большой шаг вперед.

Если еще недавно кричащих о нарушениях экологов называли чуть ли не сумасшедшими, то теперь их доводы принимаются. И произошло это, когда тема леса стала иметь политическое значение. После того как ОНФ придал ускорение процессу, к нему готова подключиться и партия большинства. Как недавно сообщил руководитель регионального отделения "Единой России", фракция "ЕР" в АКЗС планирует заняться вопросом в следующем, кстати, предвыборном году. Впрочем, если от такой работы будет толк, какая разница, какая политика за ней стоит.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров