По "разгоночной" полосе. Эксперты рассказали, как решить проблему с пробкой у "Галактики"

Сейчас участок проспекта Строителей напротив ТРЦ почти круглосуточно парализует пробка

7 декабря 2021, 03:34, Алёна Жукова

Проблему постоянных заторов на пр. Строителей в Барнауле в районе ТРЦ "Галактика" (чётная сторона, от пл. Победы до пересечения с ул. Советской Армии) могло бы решить внедрение выделенной полосы для общественного транспорта. Об этом amic.ru рассказали региональные эксперты. По их подсчётам, на обустройство "выделенки" потребуется несколько миллионов рублей. Почему внедрять полосы для общественного транспорта во всём городе не стоит, разбирался amic.ru

Вправо или влево? 

Проблема пробок на пр. Строителей беспокоит большинство барнаульцев-автомобилистов. В часы пик одна из самых перегруженных артерий не справляется с большим количеством автомобилей (по данным мэрии, в районе ТРЦ "Галактика" в сутки проезжает около 40-50 тысяч машин).

Ситуацию усугубляет и общественный транспорт: водители объезжают пробку по "разгонной" полосе, которая предназначена для тех, кто выезжает и заезжает на территорию парковки у здания ТРЦ, а затем в плотном потоке перестраиваются в крайний правый ряд для посадки и высадки пассажиров на остановках.

Один из способов решить проблему в районе "Галактики" – строительство выделенной полосы для общественного транспорта в крайнем правом ряду, считает завкафедрой организации и безопасности движения АлтГТУ им. И.И. Ползунова Сергей Павлов. "Выделенки", по его мнению, будут удобны для тех, кто в часы пик едет на автобусах из центра города в спальные районы. 

"Выделенная полоса на пр. Строителей нужна, хотя бы на участке от пл. Победы до железнодорожного путепровода (пересечение с ул. Советской Армии, – прим. ред.). В обратную сторону (по нечётной стороне проспекта, при движении в центр города, – прим. ред.) особых проблем нет", – отмечает Сергей Павлов.

Транспортный коллапс на проспекте Строителей можно решить только комплексом мер, добавляет руководитель проектного бюро "Архи Групп" Андрей Суртаев. Кроме выделения полосы для общественного транспорта от площади Победы (или даже от площади Октября) до Павловского тракта, по его мнению, необходимо ограничить движение автомобилей по парковке вдоль ТРЦ, реконструировать перекрёсток на пересечении Строителей и Павловского тракта. Здесь возможно исключить поворот автомобилей налево при движении в центр или добавить реверсивные полосы. 

"Кроме того, на стороне "Галактики" нужно построить "островок безопасности", чтобы исключить движение по парковке вдоль ТРЦ. Сейчас автобусы едут в левом ряду, потом перестраиваются в правый ряд на остановку. Можно разгрузить перекрёсток, подумать нестандартно", – говорит Андрей Суртаев.

Власти Барнаула пообещали сделать первую

Власти Барнаула пообещали сделать первую "выделенку" для автобусов к осени 2022 года

Сергей Павлов считает, что выделять для проезда общественного транспорта необходимо крайний правый ряд. Оборудовать левую полосу для автобусов проблематично. 

"Это вопрос, связанный с безопасностью движения: двери у автобусов находятся справа, поэтому при остановке в крайнем правом ряду пассажиры выходят на тротуар. Если делать "выделенку" в левой полосе, нужно делать остановки, одну полосу отдать под общественный транспорт, вторую – для разделительной полосы безопасности. Для личного транспорта остаётся две полосы. Нужно серьёзное обоснование, чтобы сделать полосу слева", – отмечает эксперт.

Мера эффективная, но не везде 

Всего на внедрение выделенной полосы на проспекте Строителей требуется несколько миллионов рублей, подсчитал Сергей Павлов. В эту сумму входит нанесение разметки, установка около 20 дорожных знаков и камер фото- и видеофиксации. 

"Выделенная полоса выделяется разметкой и знаками. Их необходимо расставить часто, чтобы при выезде с прилегающих территорий, со дворов, понимали, что выезжают на полосу для общественного транспорта. На этом участке нужно поставить 20-30 знаков. Каждый стоит около 10 тыс. рублей. Если вешать над проезжей частью растяжку с дорожными знаками, суммарно стоимость увеличивается. Выделенная полоса не будет работать, если не устанавливать камеры. Если водителям не придёт штраф, кто же будет соблюдать правила? Всего потребуется несколько миллионов рублей", – говорит Павлов.

Полосы для общественного транспорта – это не универсальное решение для города, отмечает специалист "Политеха". По его мнению, такую меру нельзя внедрять повсеместно, и для большинства улиц Барнаула она вообще не подходит. 

"Выделенка" делается в том случае, если есть устойчивый пассажиропоток, например, на проспектах Ленина и Строителей. Вторая вещь – заторовые ситуации. Если на участке нет затора, какой смысл в выделенной полосе? Например, по проспекту Строителей до площади Октября едет много транспорта. Там четыре полосы движения, но заторов нет", – объясняет Павлов.

По его словам, перед созданием "выделенки" необходимо подсчитать количество людей в личном транспорте и общественном, а также время их проезда определённого участка улицы. 

"Время передвижения умножаем на количество человек, получается суммарное время в часах. При выделенной полосе люди в общественном транспорте станут ехать быстрее. Получается, если мы пересчитаем время с учётом полосы, и оно будет меньше, значит, полоса эффективна. Не надо думать, чтобы повсеместно вводить полосы", – отмечает эксперт. 

Власти Барнаула вновь пообещали

Власти Барнаула вновь пообещали "выделенки", новые автобусы и пустить трамвай до Южного

Что думают об идее в мэрии Барнаула?

Власти города уже несколько лет обсуждают идею внедрения выделенных полос для общественного транспорта в Барнауле, но пока безрезультатно.

В 2020 году руководство города попросило питерскую фирму "Вектор" проанализировать, где возможно внедрить эти полосы. Тогда эксперты пришли к выводу, что таких мест в краевой столице не так уж много. Всего, по мнению питерских специалистов, в городе могли бы появиться выделенные полосы на трёх самых проблемных дорожных участках:

– на проспекте Ленина от ул. П. Сухова до ул. Матросова (нечётная сторона) и от ул. Матросова до ул. Северо-Западной (чётная сторона), от ул. Пионеров до ул. Партизанской (нечётная сторона) и от ул. Партизанской до ул. Пионеров (чётная сторона);

– на проспекте Строителей от Павловского тракта до ул. Челюскинцев (нечётная сторона) и от пер. Ядринцева до ул. Челюскинцев (чётная сторона);

– на улице Малахова от ул. Гущина до ул. П. Сухова (нечётная сторона).

Где в Барнауле могут появиться

Где в Барнауле могут появиться "выделенки" и почему их не спешат внедрять

Однако городские власти не стали спешить с внедрением выделенных полос, отложив вопрос до лучших времён. Во всём виноваты деньги. Вернее, их отсутствие: для внедрения системы необходимы миллионы рублей, а в бюджете города их нет.

В 2021 году в мэрии заказали новое исследование с компанией "Центр экономики инфраструктуры", которая должна к осени следующего года разработать проект маршрутной сети городского транспорта. Сейчас специалисты ведут научно-исследовательскую работу, анализируют пассажиропоток. Определяются основное время и треки движения людей в каждом из районов города, включая данные по каждой остановке.

По словам председателя комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Антона Шеломенцева, только после завершения исследований в мэрии вернутся к вопросу внедрения "выделенок".

Почему Барнаулу необходимы выделенные полосы?

Если на улицах города появятся специально выделенные полосы для автобусов и троллейбусов, то к месту назначения можно будет добираться гораздо быстрее, чем сейчас: общественному транспорту не придётся стоять в пробках. К такой практике уже пришли в крупнейших городах страны. Учтите: один автобус перевозит больше пассажиров, чем 50 автомобилей, а места занимает гораздо меньше.

Депутат Госдумы оценил дороги в Барнауле и призвал вводить выделенные полосы

Депутат Госдумы оценил дороги в Барнауле и призвал вводить выделенные полосы

Комментарии
    Новости партнеров