Все сложилось по кусочкам
Мозаика Барнаула. Ее история и неповторимая красота
Высокое искусство не только отображает жизнь,
оно, участвуя в жизни, ее меняет.
Илья Эренбург
Идешь по улице, скользишь взглядами по домам и вдруг замираешь от удивления: на стене серого типового здания застыл испуганный олененок или расправил крылья белый журавль. А вот тут — огромное полотно, и с первого раза даже не поймешь, что там изображено — то ли огонь, то ли русский витязь. Что это, откуда это? Это мозаичные панно, маленькие кусочки цветного стекла, которые на стенах городских зданий много лет назад кропотливо собирали и составляли руки мастеров. Яркие или неброские, они отражают историческую эпоху, стилистику времени и политические настроения периода, в который создавались. Их немного — мозаиками украшено всего несколько десятков зданий на весь многотысячный Барнаул. Но тем выше их ценность и привлекательность. Портал Amic.ru рассказывает, кто и в какие годы работал над мозаикой в Барнауле и где ее можно увидеть.
Мозаика – древнейший вид монументально–декоративной живописи. В античную эпоху это была наборная живопись из морских камешков, из лазурита, яшмы, агата, мрамора, стеклянных кубиков и так далее. Произведения древнерусской мозаики набирались из цветных кусков стекла – смальты на золотом фоне. Сейчас же мозаику создают из керамики и даже металла.
Увидеть мозаику можно в разных районах краевой столицы - на окраине и в центре, на исторических "сталинках" и типовых "хрущевках". Каждый дом, украшенный ею, становится особенным, отмеченным творческим почерком мастера.
Мозаика связана с архитектурой и рассчитана на восприятие с большого расстояния, отсюда её лаконизм и обобщенность. Для мозаики характерны четкость контура, силуэта, особенный ритм линий и гармония. Этот вид монументально-декоративного искусства существует в ансамбле с архитектурой - мозаика украшает город, не разрушая плоскость стены и архитектонику здания.

Загадка мастера

Проходя мимо Дома культуры шинного завода по улице Антона Петрова, 146а, невозможно не заметить большое мозаичное панно, украшающее фасад этого здания. Если поспрашивать у людей, что там изображено, разнообразных версий наберется с десяток: кто-то видит огонь, кто-то синюю птицу. На самом же деле здесь воплощен образ Георгия Победоносца, одержавшего победу над змеем.
Автором этой мозаики стал первый профессиональный художник-монументалист Алтайского края Владимир Добровольский. Это панно - его программная работа, а создал его он в 1978 году.
Образ в данном произведении и выбранный автором колорит (белое, синее, голубое, оттенки красного, золотистое) – дань памяти древнерусской великой культуре. Тема благородного подвига, мотивов прославления не только покровителя воинов, но и покровителя земледельцев. Эта динамическая композиция, экспрессия образа привлекает внимание прохожих.
Тамара Степанская, заведующая кафедрой истории отечественного и зарубежного искусства АлтГУ, доктор искусствоведения
Владимир Фёдорович Добровольский (1929-2002) - живописец, график и первый профессиональный художник-мастер искусства мозаики, много сделавший для развития монументальной живописи на Алтае. Благодаря неустанному творческому поиску Владимира Федоровича на культурной карте Барнаула появился комплекс Мемориала Славы в честь Победы в Великой Отечественной войне, композиции "История плавания" в бассейне "Обь", фасад мозаики Дворца культуры Барнаула, без которых уже невозможно представить облик нашего города. Мастер окончил Ленинградское высшее художественно–промышленное училище имени В. И. Мухиной в 1958 году, в 1964-м стал членом Союза художников России, получил звание заслуженного художника РСФСР. Кроме того, он много лет преподавал в Новоалтайском художественном училище и стал одним из основоположников направления "дизайн архитектурной среды" в Алтайском государственном техническом университете.
По этим мозаикам каждый день скользят взгляды сотен людей - творческое наследие Владимира Добровольского огромно и украшает барнаульские здания в разных частях города. Смотрятся панно настолько органично, что сложно представить, как выглядел бы дом без этих ярких дополнений. Конечно, горожане давно к ним привыкли и мало кто задумывается, чьи руки из маленьких частей собирали монументальные работы, к примеру, на домах по адресу Георгия Исакова, 177 или на Молодежной, 42-48, а создавал их именно Добровольский.
Жители Ленинского района точно должны помнить небольшую мозаику с оленями, похожую на иллюстрацию к детской книге. Находится она на неприметной пятиэтажке по улице Георгия Исакова, а в правом верхнем углу этого же фасада Добровольским сделано небольшое панно с журавлями.
Когда появилась мозаика?

Мозаика впервые появилась еще на Древнем Востоке, что доказывают великолепные персидские шкатулки, а своего расцвета она достигла во времена Римской империи, ею выкладывались стены и полы вилл, дворцов, общественных бань.

Расцветом мозаичного искусства считается эпоха Византийской империи. Панно этого времени отличает утонченная кладка, тонкость слоев и совершенство форм. Основными цветами для фона тогда были золотой, зеленый и белый.

В Средневековье мозаика была очень популярным видом искусства для украшения соборов, но фреска вытеснила ее, хотя мозаика, в отличие от последней, не теряет цвета и рисунок не тускнеет и его не нужно обновлять.

На территории России мозаичное искусство зародилось в X веке, связано это с принятием христианства, но особого развития не получило – не было нужного материала. Расцвет мозаичного искусства начался после того, как в Киеве наладили производство стеклянной смальты. Самыми известными и поражающими творениями искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве и Михайловском златоверхом монастыре.

В Российской империи развитием мозаичного искусства занимался ученый Михаил Ломоносов, большую популярность приобрело его произведение "Полтавская битва".

Стильная деталь суровой эпохи

На проспекте Ленина внимание прохожих неизменно привлекает яркая, многообразная и стильная мозаика на здании ФСБ (проспект Ленина, 30). Называется это панно "Знамя революции". В Барнауле появилось оно на самом деле не так давно - в 1983 году и сразу стало одной из самых примечательных деталей Ленинского проспекта. Рассматривать его можно долго - настолько много здесь разнообразных мелких деталей и образов: знамена, красногвардейцы, Ленин и даже Георгий Победоносец.
Сюжет мозаики, а также техника ее исполнения создают особую игру света и тени. Из-за этого панно постоянно меняется и в зависимости от освещения на первый план каждый раз выступает новая деталь. Это позволяет каждый раз увидеть в панно что-то новое.
Трудились над этой мозаикой не местные авторы, а приезжие - монументалисты из Санкт-Петербурга Валерий Вышивалов и Владимир Янтарев. Концепция мозаики была разработана в 1980 году, когда Барнаул праздновал 250-летие. Ходит слух, что мозаика на здании на Ленина, 30 была набрана рабочими цеха кирпичного завода в поселке Восточный. Но официальных подтверждений этой информации нет. Также неизвестно, сколько времени работали над этим панно мастера. Зато городские старожилы рассказывают, что за работу питерцам заплатили огромные по тем временам деньги. Точная сумма, правда, не называется, но некоторые художники указывают, что столичные гости на этом панно заработали около 100 000 рублей.
Интересен и сюжет мозаики, в котором присутствуют как портреты конкретных исторических личностей — Ленина, Дзержинского, Троцкого, так и аллегорические мотивы – борьба святого Георгия со змеем. Главный цвет — красный, который сочетается с более спокойными оттенками. Очень хорошо продумано, как будет выглядеть панно во время динамики света в течение дня.
Особо хочется остановиться на материалах, из которых сделана мозаика. Это смальта и керамика. Именно из таких же материалов изготовлены мозаичные панно московского метро. Их особенность в том, что они практически вечные. Смальта не выцветает от времени, не боится ни солнечных лучей, ни мороза, ни дождя, ни даже прямых ударов. Она имеет насыщенный цвет, а за счет того, что непрозрачная и толстая, создается эффект внутреннего свечения.
Размер мозаики «Знамя революции» – 11,5 на 13 метров. Но, несмотря на свою масштабность, панно само по себе весьма неприхотливо в уходе – специальной чистки не требует, достаточно обычного дождя. Правда, о том, чтобы такую красоту увидели последующие поколения, все-таки пришлось позаботиться – мозаику оградили забором из-за того, что многие прохожие забирали себе ее яркие кусочки на память.
Красный цвет главенствует здесь и как фон, и как средство выразительности. Поля этой мозаики насыщены символами, среди которых образ Георгия Победоносца, знамёна, герои советской эпохи.
Тамара Степанская, заведующая кафедрой истории отечественного и зарубежного искусства АлтГУ, доктор искусствоведения
Мозаика на фасаде Дома культуры шинного завода и панно на ФСБ принадлежат к символическому направлению, они высокопрофессиональные, органично входят в городское пространство.
Из чего делали мозаику?

На этапе своего развития мозаика создавалась из цветных, часто полудрагоценных камней и смальты. Для придания глубины цвета и создания оптического расширения пространства мозаичные наборы специально не шлифовались. Также мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см. Такие укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов конусов, которые раскрашивались обычно красным, черным и белым. Расцвет античной мозаики связан с появлением доступного цветного стекла, которое позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать широкую цветовую гамму. А в Европе была популярна мозаика из бисера, который выкладывали по воску на бумагу или картон, пользуясь схемами для вышивки крестом.

Сейчас мозаику делают из стекла, керамики, металла и керамогранита.
В гостях у сказки
Напротив здания ФСБ стоит красивый голубой дом - представитель сталинской эпохи. На его фасаде можно увидеть удивительную мозаику с журавлями, цветами и солнцем. Появилась она в 1978 году, а работал над ней барнаульский мастер Лев Шмидт.
Лев Шмидт не только рисовал эскизы этого панно. Прежде чем передать мозаику рабочим, он всю ее по кусочкам собирал своими руками. Его кропотливая работа не прошла даром - эта мозаичная картина делает серые будни горожан, проходящих мимо, чуть более сказочными, позитивными и яркими.
Известные мозаики

Одним из самых знаменитых мозаичных панно считается "Битва при Иссе". Выложено оно из полутора тысяч кусочков особым способом – "ops vermiculatum", когда части собираются одна к другой по извилистым линиям.

Прославились в изготовлении мозаики и умельцы из СССР, создав самую большую географическую карту в мире, выполненную из драгоценных и полудрагоценных камней. 27 квадратных метров с изображением подлинной физической карты Советского Союза в масштабе 1:1 500 000 со всеми морями и реками, горами и месторождениями, крупными городами и промышленными предприятиями - так партия отметила 20-ю годовщину Октябрьской революции в 1937 году. Для изготовления панно использовались яшма, лазурит и амазонит.
Яркое на сером
Как сильно выбиваются из серой массы жилых домов четыре цветных прямоугольника в районе Нового рынка! В конце 70-х - начале 80-х годов здесь на Ленина, 96-102 построили несколько многоэтажек, а на их фасадах появилась мозаика с природными мотивами.
Над двумя из этих красивых панно работал тот же мастер Лев Шмидт, создатель композиции с журавлями на Ленина, 35. А другими картинами занималась художница Валентина Пахомова, которая долгое время жила и работала на Алтае.
Это, конечно, далеко не полный список барнаульских мозаик. Если прогуляться по городским улицам, то их можно насчитать несколько десятков, и за каждой будет стоять своя история, свой смысл и руки мастера, который ее создал.
Изучайте свой город и любите его, тогда он ответит вам взаимностью.
Над проектом работали:
Вячеслав Мельников
Фото
Мария Трубина
Контент, дизайн и фото
Выражаем благодарность заведующей кафедрой истории отечественного и зарубежного искусства, доктору искусствоведения Тамаре Степанской
Made on
Tilda