Прямой эфир

Слушать радиостанции Барнаула
Новости

Легенды Барнаула: "Николай Чудненко. Человек и улица"

, ИА "Амител"
В рамках проекта "Легенды Барнаула",  предлагаем читателям amic.ru ознакомиться с рассказом Татьяны Штерцер (газета «За Родину» ОАО «Барнаултрансмаш»).

Николай Чудненко. Человек и улица

Раньше эта улица называлась Заводской. Да и могла ли она носить другое название? Улица была именно заводской, и построена она была заводчанами и для заводчан. Находится она в центре поселка «трансмашевцев», поселка Западного.

В далеком сорок втором году в Барнаул прибыло эвакуированное из Харькова, а затем и Сталинграда, оборудование тракторных заводов. На одном из пустырей северо-восточной окраины Барнаула, в спешном порядке возводился новый завод двигателей к танкам Т-34. В военные годы ему присвоили номер 77, в последующем наименование – «Барнаульский завод транспортного машиностроения». 

В те годы было не до бытовых удобств. Все жили только одним – «все для фронта, все для Победы». Фронту нужны были танки, а танкам – двигатели. Это было главной задачей, ради этого работали и жили. Остальное было вторично.

Всех прибывших работников – три тысячи сто семьдесят, а вместе с семьями семь тысяч человек, город не мог обеспечить жильем. После двенадцатичасовой смены рабочие шли на строительство бараков и землянок. Так и появился поселок «трансмашевцев».

В послевоенное время на месте землянок и бараков вырастали дома. Улица, что вела от трансмашевского Дома культуры, перпендикулярно проспекту Ленина, по просьбе работников завода получила имя Николая Чудненко.

Николай Григорьевич Чудненко возглавил «Трансмаш» в 1946 году, а с момента строительства завода был заместителем первого директора Дмитрия Иосифовича Толмачева.

Николай Григорьевич — личность легендарная. Участник революции 1917 года, гражданской войны. Ходила по заводу легенда, что в одном из боев с белогвардейцами он спас Ворошилова.

Внешняя суровость, аскетичность, высокая требовательность к подчиненным сочетались у него с душевной простотой, большой заботой о людях. О том, как относились к своему руководителю заводчане, становится ясно благодаря воспоминаниям ветеранов «Трансмаша». Лев Лагутин, бывший начальник бюро ЦКБ: «Помню, как встречали его, уже тяжело больного, прибывшего из Москвы. На вокзале – море народу, выносили его прямо из вагона на руках…».

В последний путь, в сентябре 1958 г. Николая Григорьевича провожал весь город, людской поток, заполонил Ленинский проспект. Телеграммы соболезнования приходили изо всех уголков огромной страны: Харькова и Сталинграда, Москвы и Ленинграда, Мелитополя и Кривого Рога.

Говорят, что в любое время к нему можно было обратиться по любому вопросу, будь то жилье или снабжение.

Однажды, дело было зимой, Николай Григорьевич обратил внимание на то, что многие девушки ходят в валенках по промасленному полу цеха. Он возмутился и распорядился: немедленно выдать всем по паре парусиновых туфель. Неожиданный подарок был столь хорош и оказался весьма кстати.

А вот другое воспоминание: «Конец месяца, с выполнением плана – напряженка. По этому поводу Николай Григорьевич никогда не проводил планерок, совещаний, он приходил в сборочный цех, садился в сторонке на стуле, и коллектив работал с большим воодушевлением, план выполнялся».

По словам бывшей воспитанницы подшефного заводского детского дома Валентины Дорониной, имя Чудненко хорошо знали несколько поколений детдомовцев: «В тяжелые годы войны, когда многие из нас потеряли близких, он старался создать в детском доме теплую сердечную обстановку».

Талантливый и заботливый руководитель был отмечен Сталинской премией, орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета», медалями.

Барельеф легендарного директора, работы барнаульского скульптора Михаила Алексеевича Кульгачева, отлит рабочими завода «Трансмаш» и установлен на памятной стеле, в начале улицы. Руками трансмашевцев отлит и барельеф и памятная доска на могиле Чудненко на Черницком кладбище.

С другими легендами о Барнауле можно ознакомиться здесь.


Смотрите также
Партнёры
Смотрите также
Loading...

Комментарии

26.06.2009 07:59
McSmall

Неумелая статья у заводского автора

0  0
26.06.2009 08:07
Пассажир

Вечная память! К сожалению, таких руководителей сейчас нет.
Что касается улицы, то она скорее всего называлась не Заводской, а переулком 4-м Заводским. Если ошибаюсь - поправьте, пожалуйста.

0  0
26.06.2009 08:43
И.П. Селедкин

08:07Пассажир
А ты знаком со всеми нынешними руководителями и можешь оценить их профессиональные качества?

0  0
26.06.2009 09:07
Джyбадзе

что то навеяло: Крузенштерн - человек и параход

0  0
26.06.2009 09:10
Джyбадзе

а вообще про барнаул интересные статьи

0  0
26.06.2009 09:22
Дядька

За пассажира отвечу... Конечно знакомы.. с И.П. например... Таких сейчас как грязи, воть только параходами или улицами их не назовуть! С птушным приветом Петрович! Ничего личного ))))))

0  0
26.06.2009 09:28
И.П. Селедкин

09:22Дядька
И правильно что не назовут.За хорошую работу надо поощарять хорошой оплатой ,а не идеализировать обычного хоз.работника называя его именем улицы или площади.

0  0
26.06.2009 09:34
Гость

Нам трудно сейчас оценить, какой он был работник,но ,видимо,не зря люди попросили его именем назвать улицу. Во всяком случае, радует то,что именем НАШЕГО барнаульца названа улица, а не именем какого-нибудь малоизвестного революционера и т.п.
Написано немного сумбурно,нет полноты картины и связного повествования в статье, а так-очень интересно узнавать историю города)))

0  0
26.06.2009 09:43
Толя

Забавный был метод план нагонять - прийти и стоять (сидеть) над душой.

тут уже не покуришь лишний раз

0  0
26.06.2009 09:55
Пассажир

И.П.Селедкину
Для того, чтобы оценить целое, достаточно ознакомиться с его частью. На руководителей я насмотрелся вволюшку.

0  0
26.06.2009 09:58
DimK

"Однажды, дело было зимой... многие девушки ходят в валенках по промасленному полу цеха... выдать всем по паре парусиновых туфель".
Вопрос к девушкам: зимой по промасленному полу в парусиновых туфлях... не холодновато? Лучше бы калоши к валенкам выдали, а так, на мой взгляд, все-таки не самый лучший вариант.
Поддерживаю намерение редакции знакомить нас с историей города. Молодцы!

0  0
26.06.2009 10:04
- гость -

Вот раньше "ТРАНСМАШ" был так был. Работали все не покладая рук. И объем работы был большой. Одних двигателей сколько только собрали на КАМАЗ в 90-ы годы того века. Да, были и неприятные моменты, когда одно время на"ТРАНСМАШе" собирали дизельные двигатели на ВАЗ(4-ку), нечего не вышло, сняли с производство,опять же, ни их вина, а сами знаете, кого, или когда при перестройке вывозили металалл с проходных чуть ли не фурами, но это в прошлом. Сейчас "ТРАНСМАШ"- это ВПК. Но и это ему не дает точной гарантии в будущее. У меня батя начал работать на заводе ещё до армии, отслужил, обратно пришел, до сих пор работает. Он у меня с 1945г. Сами можете подсчитать сколько он проработал.А так неплохой заводик, по сравнению с другими, где уже Гипермаркеты и т.д.

0  0
26.06.2009 14:13
Сам главн Бос

Главное рабочии были корошии... Денег им не надо было работали без выходных по 12 часов. Непили на работе... Вот люди были... И ничё им не надо было вот люди были а счас... Денег дай ...

0  0
26.06.2009 14:24
LotrDR

Когдато жил на этой улице

0  0
Загрузка...
Войти     Зарегистрироваться
Имя

Архив новостей