"Неужели в Алтайском крае нет культа личности губернатора?": мнения журналистов

13 января 2010, 12:07, ИА Амител

Александр Карлин "Регион без культа личности: иллюзия или реальность?", - под таким заголовком сегодня, 13 января, опубликовала газета "Алтайская правда" статью, подготовленную Управлением Алтайского края по печати и информации. В ней приводится мнение журналиста из Томской области Оксаны Константиновой об отношениях власти и прессы в этом регионе. Предлагаем читателям amic.ru ознакомиться с материалом.

"Александр Богданович (глава Алтайского края Александр Карлин/, - прим. ИА "Амител"), неужели у вас в регионе нет культа личности губернатора? Почему на "Дне поля" - мероприятии краевого значения - в вашем окружении была только одна телекамера? Наши губернаторы настаивают на том, чтобы на губернаторских встречах было как минимум 20 видеокамер и еще большее количество фотокамер", - этот вопрос задал мой коллега из Омска Александр Кузнецов во время пресс-ланча с губернатором Алтайского края Александром Карлиным. Вопрос "мучил" многих участников пресс-тура в Алтайский край, победителей промежуточного этапа конкурса журналистского профмастерства "Сибирь.ПРО-2009".

Губернатор Александр Карлин удивился: "А разве количество видеокамер влияет на эффективность управления и развитие территории?"

Самоварное золото

...Так началась дискуссия о культе личности политических персон высокого ранга. Журналисты Алтая, присутствовавшие на пресс-ланче и глубже приезжих понимающие суть происходящих в крае процессов, заспорили. Ну а мы, журналисты других регионов Сибирского федерального округа (Кузбасс, Омск, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Бурятия), открыли для себя новый формат взаимоотношений власти и СМИ: плюрализм, диалог, отсутствие закрытых тем в присутствии губернатора.

Кто-то позже назовет пресс-ланч мероприятием помпезным, кто-то скажет: "Нас плюшками не купишь"... Большинство призналось, что хотели бы вот так непринужденно, откровенно, в неформальной обстановке (от совещаний и официоза устали безмерно) говорить с властью о животрепещущих проблемах региона или района.

Общаясь с коллегами, я еще раз убедилась в том, что более всего пишущую братию во взаимоотношениях с властью не устраивают закрытость, вранье, недоговоренность, попытки введения цензуры. Наше желание докопаться до истины зачастую заканчивается тем, что нам либо предлагают молчать "в тряпочку", либо "ставят" на место. Административный ресурс работает безотказно. Но разве молчание в данном случае - золото? Зависимость прессы от власти (как экономическая, так и личная - журналистов) и культ личности главных политических фигур в регионах - вещи взаимосвязанные. Доверие населения, читателей как к власти, так и к СМИ исчезает, когда журналисты не в силах стать участниками диалога с властью, диалога честного и открытого.

Алтайский феномен

Для меня Алтай - моя вторая родина. Отсюда мои предки, здесь живет моя мама. Каждый год выбираю несколько дней отпуска, чтобы насладиться красотами, пообщаться с родными. Еще была давняя мечта - разгадать местный медиафеномен. Считаю, что в крае - самая передовая журналистика в нашем округе. На конкурсах различного масштаба вплоть до всероссийских самое большее число победителей - именно с Алтая.

В прошлом году в Москве на подведении итогов национального конкурса "Информационное партнерство: власть - общество - СМИ" была удивлена, что регион представлен такой большой делегацией. Познакомилась с редактором "Змеиногорского вестника" Людмилой Кейбол. Для меня эта районка - образец как по дизайну, так и по содержанию. В Змеиногорске власть считается с мнением газеты и ее читателей и даже спешит отчитаться об устранении выявленных редакцией недостатков. Еще раньше, на церемонии награждения победителей конкурса "Сибирь.ПРО-2007" в Новосибирске, познакомилась с Ольгой Якуниной, редактором лучшей районки года "Ударник", тоже с Алтая.

В крае работает издательский дом "Алтапресс", который активно внедряет новые формы, методы, технологические новинки в своих изданиях, проводит обучающие семинары для журналистов края. И районки в крае выглядят достойно. Многие издаются в полноцвете, стали еженедельниками, имеют грамотный современный дизайн. Есть свои сайты, создаются холдинги, собственное телевидение.

В Барнауле сразу же начала изучать последние экземпляры краевых газет. В "Алтайской правде" в основном официальная информация о работе власти, в "Свободном курсе" - более развернутая, много аналитических материалов, проблемных, с привлечением независимых экспертов, есть и критика в адрес тех или иных решений власти. культ личности

Новая информационная политика

Надо отметить, что фигуру нынешнего главы региона - Александра Карлина - на Алтае воспринимают неоднозначно. Исторически сложилось, что с начала 1990-х годов в крае сменилось несколько губернаторов, причем смена власти сопровождалась ожесточенной политической борьбой, с одной стороны, мешавшей развитию края, с другой - способствовавшей формированию плюрализма в информационном пространстве. И до сей поры в крае сильна оппозиция.

В крае есть как прогубернаторские издания ("Алтайская правда", к примеру), так и независимые ("Свободный курс"). Есть и чисто оппозиционные губернатору, у них свой заказчик и свои цели, главной из которых является банальная травля кого-то. Во всяком случае так мне показалось.

Стычки между краевыми СМИ, по-видимому, бывают. Но важнее другое: разногласия не мешают вести конструктивный диалог.

Не знаю, пришлось ли губернатору участвовать в информационных войнах, в снятии неудобных редакторов или в закрытии оппозиционных изданий. Скажу о другом. Каким видится губернатор со стороны глазами журналиста другого региона? Без сомнения, новатором.

Карлин повел информационную политику по-новому, сделав партнерами и союзниками тех, кто любит искать истину, кто сомневается, кто скептически относится к информации пресс-служб и работе чиновников. Речь идет о независимой прессе. Да и откровенно обсуждать проблемы территории с "чужаками" - журналистами других регионов - тоже большая смелость.

Штурмы без протокола

Инициатива проведения неформальных встреч губернатора с журналистами края исходит от самого губернатора. Для этой цели в Барнауле создана резиденция журналистов Алтайского края - этакий уютный клуб-кафе, где проводятся различные встречи, в том числе пресс-ланчи. Вторая форма - проведение пресс-туров журналистов по районам края (здесь их целых 60! ) - тоже эффективно приживается на алтайской земле.

Первый "круглый стол" за чашкой чая с губернатором состоялся минувшей весной. Обсуждали возможность создания особо значимой аграрной территории - "Алтайское Приобье", продвижения экологически чистых продуктов Алтайского края на региональном, межрегиональном и российском рынках.

Вот как оценили новый формат встречи с губернатором местные коллеги:

Владимир Овчинников, главный редактор газеты "Свободный курс":

- Надеюсь, что журналистское сообщество, обращаясь к теме "Алтайского Приобья", будет идти от жизни, а не исключительно от пропагандистской составляющей. Потому что пропаганда, даже самая ловкая, только дискредитирует идею. Нам всем надо больше действовать, а не только сомневаться.

Наталья Питахина, заместитель генерального директора ГТРК "Алтай":

- "Мозговые штурмы" без протокола и официозных докладов - лучше не придумаешь для того, чтобы обсуждать идеи.

Во-первых, это конструктив, понимание, которого так не хватает пока во взаимоотношениях власти и средств массовой информации. Во-вторых, чем чаще мы формулируем и проговариваем идею вместе, тем больше вероятности, что она не останется эфемерной.

Примечательно, что во время пресс-ланчей на столе сервируют продукты, произведенные на алтайских предприятиях и из алтайского сырья. Чем не живая реклама своему продукту?

30 лет в оппозиции

Нам же, участникам пресс-тура, было интересно задать губернатору напрямую "неудобные" вопросы после осмотра территории, на которой реализуется проект "Особая экономическая зона "Бирюзовая Катунь":

- Насколько для россиянина со средним доходом доступен отдых и лечение в "Бирюзовой Катуни", на турбазах, в здравницах?

- Почему россиянам выгоднее ехать отдыхать в Турцию, чем в соседний солнечный Алтай?

- Как население и малый бизнес привлекаются для развития туризма?

Были вопросы и по нашумевшей истории задержек выплаты зарплаты на рубцовском заводе "Алттрак", и по поводу того, какие меры предпринимаются администрацией края по выводу предприятия из кризиса.

Отвечая на наши вопросы, губернатор не выкручивался, не отмалчивался, говорил так, как есть. А по поводу оппозиции шутливо сказал: "Ну что оппозиция? У меня и жена 30 лет в оппозиции. Живем же!"

В память о встрече с губернатором остались подаренные книги и фотоальбомы об Алтайском крае. С удивлением обнаружила, что ни одно из этих изданий не пестрит фотографиями Карлина, других чиновников. Большая редкость в наше время.

Главный конкурентный ресурс

Мы ехали не только за новыми впечатлениями и позитивным опытом. Общение "вживую" с коллегами из других регионов, обмен опытом - то бесценное, что является сегодня роскошью, дорогим подарком. Мы обрели новых друзей. Мы почувствовали, что такое журналистская солидарность.

Мы лучше узнали Алтайский край. Программа тура была настолько насыщенной, что не оставалось ни минутки свободного времени. Даже в ходе сплава по Катуни между прохождением опасных порогов журналисты не просто наслаждались отдыхом после активной гребли, но и успевали проинтервьюировать инструкторов.

Эмоциональной кульминацией пресс-тура стало посещение села Сростки - родины выдающегося писателя, киноактера и режиссера Василия Шукшина. Атмосфера, которая царила во время общения с земляками Василия Макаровича, лишний раз дала почувствовать: главное, что формирует привлекательность территории, - люди, которые на ней живут.

в новости использовано иллюстративное фото с сайта tost10.ya.ru

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров