"Оленьи люди" тайгу на телевизор не меняют

22 февраля 2010, 07:10, ИА Амител

Метание топора - традиционная эвенкийская национальная забава. Для такой народной игры нужен особый инвентарь, обычный топор не подойдет. Для каждой забавы эвенки используют специальное орудие. Еще один вид спортивного инвентаря по-эвенкийски называется "маут". Задача спортсмена на первый взгляд проста - заарканить веревкой обыкновенную металлическую стойку. Вот только сделать это не так просто. Такие упражнения, наряду с прыжками через нарты и бегом с шестом, даже входят в программу эвенкийских национальных игр. Ежегодно они проходят в Якутии и Хабаровском крае. А самое зрелищное и популярное в этих краях состязание - гонки на оленьих упряжках.  Подробности сообщают "Вести".

Эвенки в переводе на русский - "оленьи люди". Проехать по дикой амурской тайге и летом, и зимой можно только на оленях. Для эвенков это самый привычный, простой и надежный способ передвижения. На оленях перевозят вещи от одного кочевья к другому, ездят на охоту, в магазин за продуктами. Запасаются провизией нечасто - раза три-четыре за год.

"Я все время в тайге, мы приезжаем только на праздники. Новый год мы и то в тайге справляли, до Нового года заезжали за продуктами, а вот сейчас я приехал за учителем, за Александром Иосифовичем, завтра уже обратно поеду, и до марта. У нас в марте же День оленевода", - говорит оленевод Павел.

И учителей, и учебники, и продуктовые запасы доставляют к месту кочевья на грузовых нартах. Управляют эвенки только двумя первыми животными, впряженными в маленькие скоростные нарты. Остальные олени бегут следом. Справиться с этим рогатым поездом под силу двум людям.

Вместе с мешками муки, сухарями, консервами оленеводы Павел и Роман привязывают к нартам рулоны рубероида. На вопрос - зачем материал для крыши нужен в тайге - хозяйка стойбища Светлана улыбается: холодильник делать будем. По-эвенкийски - "сайбу". "Мы туда продукты всякие, пшено кладем, чтоб мышки не ели, они у нас наверху находятся. Даже чтоб медведи их не трогали. Туда все загружаем, и там наши продукты лежат, которые мы накопили", - говорит Светлана.

Управлять оленями малышей начинают учить с 4-5-летнего возраста. Тогда же им объясняют, как ориентироваться в тайге. Общаются эвенки сразу на двух языках - на национальном и на русском. "Это язык, который заложен нам природой. Они должны находиться в природе, и тогда язык будет сохранен. Ну а если он будет оторван от своих корней, будет, например, находиться в основном поселке, то и язык тоже теряется все равно. Даже если его в школе изучать, все равно это уже не то", - говорит преподаватель дополнительного образования Усть-Нюкжинской средней школы Жанна Николаева.

Когда малышам приходит время учиться читать и писать, в стойбище приезжает учитель начальных классов. Педагог кочует вместе с оленеводами, занимается с детьми чтением, математикой, русским языком и даже основами информатики. В поселке Усть-Нюкжа у каждой семьи кочевников есть обыкновенные деревенские дома. Постоянно в них проживают только старики и мамы с новорожденными детьми. Иногда к ним присоединяется и многочисленная родня.

В одиннадцатилетнем возрасте девчонок и мальчишек привозят в Усть-Нюкжу, чтобы отдать в поселковую школу. Кроме привычных предметов здесь есть и сугубо эвенкийские. Например, охотоведение. Как зарядить ружье, неслышно подкрасться к зверю, прочитать соболиные следы, мальчишкам объясняет опытный охотник Виктор Бреев. Следующий урок - коневодство. Занятия коневодством для эвенкийской школы - эксперимент, объясняет Виктор Бреев. Ведь эвенки держат обычно только двух животных - оленей и собак. Опыта по содержанию лошадей у них еще нет. Но несколько лет назад учитель закупил в соседней Якутии местных коней. Они так же неприхотливы, как олени, переносят любые морозы, но более послушны и привязаны к человеку.  "На одной лошади охотиться легче, чем на 10 оленях. Вот на ней приехал, привязал, и она "тебенюет" - копытит, ищет корм под снегом. Мы пытаемся это дело здесь развить. И со стороны эвенков уже были вопросы: "вы будете продавать жеребят или нет?", - говорит Бреев.

Пока мужчины охотятся, женщины готовят национальную еду. Хозяйки семьи Габышевых колдуют над кровяной оленьей колбасой. Для этого берут кишки, хорошенько промывают и заливают в них тщательно процеженную кровь животного. Колбасу отваривают. В таком виде она может храниться в сайбах несколько недель. Здесь же женщины запасаются нитками для шитья унтов. Этим они займутся уже в стойбище. Изготовить нитки не так-то просто - ведь они из оленьих сухожилий. И за это занятие принимается вся женская половина семьи. Конечно, сейчас есть капроновые нитки, говорят эвенкийки, казалось бы, использовать их проще. Но они недолговечны, рвут оленью кожу , одежда и обувь носятся недолго. А в унтах, сшитых по старинным обычаям, можно проходить с десяток лет. Точно так же, по традициям предков, выделывают шкуры. "Это лапа оленья, ее нужно обработать, чтобы сшить унты", - говорит юная эвенкийка Кристина.

Во время посещения поселка оленеводы раньше всегда заходили в больницу. Закупить лекарства и побеседовать с доктором Александром Крысановым. Он лечит эвенков уже более 30 лет. Теперь, говорит врач, посещать больницу не обязательно. Ведь скорую помощь можно будет оказывать прямо в стойбище. "Нам выделяют снегоболотоход, который даст возможность обслуживать эвенкийское население на местах кочевий, то есть проводить профилактические осмотры, прививочную компанию, снабжать эвенков медикаментами по мере необходимости", - говорит Крысанов

И все же эвенки по минимуму пользуются благами цивилизации. Они не любят долго задерживаться в поселке. Вернуться к месту кочевий в свои стойбища для эвенков - настоящее счастье. Эти дома, телефоны, телевизоры никогда не заменят нам тайгу, признается Иван Габушев: "Олени да охота. У таежников так и есть. А здесь, в поселке, мы жить не приспособлены. Тянет туда в тайгу. Тут побыл - уже надоело. Надо ехать туда, охотиться".

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров