Ветеран Великой Отечественной из Камня-на-Оби Алексей Силютин: А знаете, я до сих пор помню слово в слово военную присягу

11 марта 2010, 06:19, ИА Амител

фронтовик Алексей Силютин

Сегодня, 11 марта фронтовик из Камня-на-Оби Алексей Силютин встретит 84 весну. Несмотря на годы, болезни, он не теряет бодрости духа, иногда веселую историю расскажет, пошутит. Однако при всей твердости характера о сороковых-грозовых он говорит с волнением. Предлагаем читателям amic.ru ознакомиться со статьей одного из немногих оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной войны, подготовленной корреспондантами газеты "Каменские известия".

Когда война началась, мне 15 лет было. На конторе нашего колхоза— "Большевика" висело радио-рупор, по которому мы и услышали о нападении фашистов. Мужиков на следующий день уже призывали на фронт. Конечно, были и слезы, и причитания. Шесть братьев маминых тоже ушли. Трое и не вернулись, сложили, родимые, головы на разных фронтах. А отец наш еще в 34-м умер; заболел от тяжелой работы. Мама дояркой была, так всю жизнь свою и продоила коров. Нас было три брата и старшая сестра. Учиться долго не пришлось, всего четыре класса закончил. Матери надо было помогать. Да и надеть нечего было. Из конопли штаны шили—заваривали, колотили, потом сушили, пряли, ткали на кроснах.

Постепенно мобилизовали на фронт большинство мужского населения. Остались, в основном, в Прослаухе (Баевский р-он) бабы, старики да подростки. А работать надо было, растить хлеб, помогать фронту. Алексея колхозное начальство отправило на курсы трактористов в Верх-Чуманку. По возвращении с учебы получил он новый трактор и работал на нем до призыва в армию. О своем полуголодном детстве, суровой юности Алексей Наумович не любит много рассказывать: "Шибко тяжко. Да и что говорить. Когда пошел на фронт, 51 кг веса во мне было. Учился в школе станковых пулеметчиков в Ачинске, а формировали роту в Новосибирске".

Направили сибиряков к Старой Руссе. Между Бологое и Валдаем поезд с новобранцами попал под бомбежку.

— Фашистский самолет отбомбится, отлетит, развернется и снова на нас. Погибли много. Пришлось идти пешком,—вспоминает Алексей Наумович.—Двигались ночью, днем сидели, даже не курили. К Старой Руссе (130 км) подошли ночью. После взятия города форсировали реку Великую.

Оттуда наш земляк попал на первый Прибалтийский фронт под командованием Ивана Баграмяна. Потом воевал на втором Белорусском. Длинною вышла фронтовая дорога у рядового Силютина. Но сколько бы ни прошло десятилетий, он до мелочей помнит свой боевой путь.

— Как сейчас помню "Курляндскую группировку". Между Ригой и Кенигсбергом гитлеровцы подтянули войска, хотели уйти морем через Прибалтику, но наши моряки отрезали им ход. Фашисты оказались в "котле". Наш 13 сибирский пулеметный батальон был брошен туда на их уничтожение. Ох, что там было. Драка шла не на жизнь, а на смерть. Мы их хорошо "покрошили". Правда, и противник сражался отчаянно. Но не выдержал, все равно наша взяла. В конце-концов гитлеровцы выбросили белый флаг.

За этот бой Алексей Силютин был удостоен ордена Славы III степени. Он участвовал в освобождении Польши, Латвии, Румынии, Болгарии, Венгрии.

Привезли нас на машинах в Германию, туда, где территория была уже занята нашими. Меньше половины нас осталось в батальоне. Здесь расформировали. Попал я в пятую стрелковую дивизию. Никогда не забуду, как пехота форсировала Дунай, а мы прикрывали плоты. Вот тут-то меня и посекло. Разорвался снаряд, осколки попали в грудь, в спину, в руку, ноги. Здесь, перед форсированием, мы встретились с двоюродным братом, Николаем Гобелковым. Погиб он при обстреле. А я "загремел" в полевой госпиталь. normal_Переправа_по_понтонному_мосту__1944_г_

Лишь в 1951 году Силютина демобилизовали. Солдат вернулся к матери. На гимнастерке поблескивали ордена Славы, Отечественной войны, Красной Звезды, медали "За отвагу", "За взятие Кенигсберга" и другие. (Кстати, сейчас у Алексея Наумовича более 27 правительственных наград).

Однако, прозимовав, фронтовик пошел пешком в Камень. Устроился водителем в ГАТП (тогда это был Союззаготтранс). Потом перешел в автороту, которую со временем соединили с АТК (автотранспортная контора). Сначала работал на грузовом транспорте, затем "пересел" на автобусы, возил пассажиров в Панкрушиху, Барнаул, Новосибирск. Уважали Алексея Наумовича и коллеги-водители, и начальники за его честный, открытый, неунывающий характер, надежность во всех делах.

А война не отступала, давала о себе знать: зашевелились осколки—мочи нет терпеть. В 1964 году фронтовика оперировали. Двухсантиметровые осколки удалили из груди, спины. Ветерану войны рекомендовали поменять климат.

Поехал я во Фрунзе "ремонтировать" свое здоровье. Там также работал водителем. На "Туристе", "Икарусе" возил пассажиров в Ташкент, Алма-Ату, Пржевальск и т. д. Трудился в строительстве. Но я никогда не собирался там оставаться навсегда, хотя и прожил 26 лет. Силютинский борок в Прослаухе тянул домой. Так называли, говорят, и сейчас называют то место, где мы жили, где играл на балалайке, гармошке, где воздух такой, что не надышишься.

В 1992 году Алексей Наумович возвратился в Камень. Кстати, работая в Киргизии, он "намотал" на автобусах миллион километров. Награжден знаками "За работу без аварий" (трех степеней). Словом, где бы ни работал, след о себе оставлял достойный. За самоотверженный труд он имеет 53 почетные грамоты и благодарности. Помнят о нем в ПАТП, приглашают на мероприятия, праздники. Благодарен за внимание Николаю Кротову, руководителю предприятия, Николаю Артамонову, ветеранскому лидеру. Сейчас солдат на пенсии. К слову сказать, со времен окончания войны он уже перенес 10 операций. Но не сдается болезни, годам. Выписывает периодику, что дает возможность быть в гуще всех событий.

Летом мало-помалу работает в огороде. Однако лес так и остался его страстью, любовью, увлечением. Даже в свои годы он не может удержаться не поехать за грибами, ягодами.

В декабре 2009 г. Алексей Наумович получил квартиру. Скоро планирует перебраться. На вопрос, какие еще сложности, проблемы, он ответил:

Абсолютно никаких, все хорошо. Здоровье было бы.

В завершение нашей встречи пулеметчик так неожиданно сказал:

А знаете, я до сих пор помню слово в слово военную присягу,—и начал ее рассказывать.

Действительно, он на всю жизнь остался верен присяге, которую давал в армии. Поистине—солдат Отчизны, сын своего народа.

Коллектив ИА "Амител" поздравляет фронтовика с днем рождения. Спасибо, что помогли отстоять нашу Родину.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров