Сегодня - день памяти моряков линкора Новороссийск, на котором были и наши земляки

29 октября 2010, 12:04, ИА Амител

В ночь на 29 октября 1955 года в Севастопольской бухте, в двухстах метрах от набережной Морского госпиталя, на том же месте, где 20 октября 1916 года в результате взрыва перевернулся и затонул линкор "Императрица Мария", от взрыва затонул линкор "Новороссийск" - бывший итальянский корабль "Джулио Чезаре", полученный по репарации после войны. Информацию об этом подготовил для ИА "Амител" исследователь военной истории Евгений Платунов.

Погибших новороссийцев, а также моряков-черноморцев аварийных партий с крейсеров "Михаил Кутузов", "Молотов" ("Слава"), "Керчь", "Дзержинский", "Куйбышев", эсминца "Бессменный", спасательного судна "Карабах", штаба и управления флота и штаба эскадры погребли в месте, достойном их воинского подвига, рядом с защитниками первой обороны Севастополя.

Бытуют две основные версии гибели линкора. Первая - корабль подорвался на немецкой донной мине, оставшейся в бухте с времен Великой Отечественной войны (об этом сказано и в выводах правительственной комиссии), вторая - диверсия итальянских водолазов (из бывшей 10-й флотилии МАС под руководством "черного князя" Боргезе).

В последние годы появилась еще одна точка зрения о гибели ряда судов, в том числе атомных подводных лодок "Комсомолец", "Курск", выдвинутая учёными Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения, которые считают, что они не могли не взорваться, так как оказались "в том месте и в тот момент, где имел место локальный геофизический резонанс".

В 1963 году по проекту скульптора П.И. Бондаренко, архитекторов А.А. Заварзина и В.М. Артюхова был сооружен мемориал погибшим в 1955 году морякам - на Северной стороне у восточной границы Братского кладбища защитников Севастополя 1854-1855 годов.

В результате катастрофы линейного корабля "Новороссийск" Черноморского флота 29 октября 1955 года погибли 545 членов экипажа корабля и 58 человек с других кораблей и подразделений флота. Всего эта катастрофа унесла жизни 603 человек, став крупнейшей в послевоенной истории Советского ВМФ...

5 июля 1999 года 584 погибших Указом Президента РФ № 871 "за мужество, отвагу и самоотверженность при спасении экипажа линейного корабля "Новороссийск" были награждены Орденами Мужества (посмертно). 19 погибших при этом просто "забыли"... Тогда же и теми же орденами были награждены 126 живых, а еще 4 - орденами Почета.

Но, как выяснилось, за прошедшие 10 с лишним лет с Указа № 871 не всем родственникам награжденных были вручены ордена - например жене и дочери Василия Константиновича Хлуднева из села Усть-Ануй Быстроистокского района Алтайского края (это еще одна наглядная иллюстрация к вопросу о том, как у нас выполняются указы первого лица в государстве):
Фамилия    Хлуднев
Имя    Василий
Отчество    Константинович
Дата рождения    __.__.1930
Место призыва    Быстроистокский РВК
Последнее место службы    ЧФ
Воинское звание    матрос
Причина выбытия    погиб
Дата выбытия    29.10.1955
Название источника информации    Картотека безвозвратных потерь
Источник    ЦВМА
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/TV/005/085/00001789.JPG

В печатной Книге Памяти Алтайского края в списке родного Быстроистокского района биографические данные Василия Константиновича Хлуднева превращены в легенду ("Матрос. Погиб в бою 1942" - ?!).[/i] Из-за "секретности" не напечатали даже год его рождения (1930):
Фамилия    ХЛУДНЕВ
Имя    ВАСИЛИЙ
Отчество    КОНСТАНТИНОВИЧ
Дата выбытия    __.__.1942
Название источника информации    Книга памяти. Алтайский край. Том 1 -
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KPVS/01/KPAltKrTom1/00000557.png

Два года назад для уточнения данных Василия Константиновича в Военно-исторический отдел Алтайского государственного краеведческого музея обратился житель Ростова-на-Дону Сергей Владимирович Шеболда. Он предоставил полученное в свое время капитаном 3-го ранга М.Р. Никитенко письмо от жены и дочери В.К. Хлуднева:
[URL=http://www.radikal.ru][img width=600 height=284]http://s013.radikal.ru/i324/1010/37/5771372a20c9.jpg[/img][/URL]

На обороте этой ксерокопии с "резолюцией" - окончание письма С.В. Шеболды к Н.А. Ляминой (зав. Военно-историческим отделом Алтайского государственного краеведческого музея):

"Если живы жена и дочь, то их фотографии нам очень интересны. И сообщите адрес кого-нибудь из Хлудневых. Очень интересно мне и одному "новороссийцу", что погибал с Васей, но остался жив. Он сейчас пишет, что помнит о Васе".
Еще один земляк (в прежних административных границах Алтайского края) и сослуживец Хлуднева Василия Константиновича, погибший с ним 29 октября 1955 года в Севастопольской бухте:

Фамилия    Пидрико
Имя    Василий
Отчество    Григорьевич
Место призыва    Ленинск-Кузнецкий РВК, Кемеровская обл., Ленинск-Кузнецкий р-н
Последнее место службы    ЧФ
Воинское звание    матрос
Причина выбытия    погиб
Дата выбытия    29.10.1955
Название источника информации    Картотека безвозвратных потерь
Источник    ЦВМА
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/060/00001005.JPG

Пидрико Василий Григорьевич родился в 1935 году с. Жупата, Кочковского района Алтайского края (в 1939 году Кочковский район был передан из Алтайского края в состав Новосибирской области). Призван Ленинск-Кузнецким РВК Кемеровской области в 1955 году. Старшина 2-й статьи. Строевой. 4 башня 1 АД. Похоронен: Северная сторона, Братское кладбище, мемориал "Родина - сыновьям". Награжден в 1999 году орденом Мужества (посмертно). В печатных Книгах Памяти Алтайского края, Новосибирской области, Кемеровской области данных Пидрико Василия Григорьевича нет!

***
Третий погибший моряк с Алтая с линкора "Новороссийск":
Тюменцев Федор Антонович родился в 1929 году в с. В-Слюдянка Усть-Калманского района Алтайского края. Призван Кузедеевским РВК Кемеровской области в 1948 году. Старший лейтенант. Командир, 3 башня главного калибра 1 АД БЧ-2. Похоронен: Северная сторона, Братское кладбище, мемориал "Родина - сыновьям". Награжден в 1999 году орденом Мужества (посмертно). В ОБД-Мемориал и печатных Книгах Памяти Алтайского края и Кемеровской области данных Тюменцева Федора Антоновича нет!

"Чезаре" становится "Новороссийском"

Как известно, И. Сталин насто­ял на разделе итальянского фло­та между союзниками. На долю СССР пришлись линейный ко­рабль, легкий крейсер, 9 эсмин­цев и 4 подлодки, не считая мел­ких кораблей. Американцы и ан­гличане, сами не заинтересован­ные в таком "усилении" своих флотов, всячески тянули с пере­дачей СССР его части трофеев.

По настоянию советского прави­тельства до окончания войны в счет итальянского флота союзни­ки передали английский линкор "Ройял Соверен", американский крейсер "Милуоки", соответству­ющее число эсминцев и подвод­ных лодок, которые вошли в со­став Северного флота. После окончания войны эти корабли, за исключением погибших, были воз­вращены, а вместо них началась передача итальянских кораблей.

Советская сторона претендова­ла на один из двух новых линкоров типа "Литторио", по мощи превос­ходивших даже знаменитые гер­манские корабли типа "Бисмарк". Но в условиях начавшейся "холод­ной войны" ни американцы, ни ан­гличане не могли допустить появ­ления у потенциального противни­ка столь мощного корабля. Они приложили все усилия, чтобы но­вые линкоры пришлись на их долю, а затем вернули их Италии — свое­му союзнику по НАТО (Только лишь для того, чтобы их в 1948 — 1950 годах разобрали на металл).

По решению Тройственной комиссии 1948 года СССР получил линкор "Джулио Чезаре", легкий крейсер "Эммануэле Филиберто Дюка Д'Аоста" ("Emmanuele Filiberto Duka d'Aosta"), эсминцы "Артильери" ("Artiglieri"), "Фуцилиере" ("Fuciliere"), мино­носцы "Анимозо", "Ардиментозо", "Фортунале" ("Animoso", "Ardimentoso", "Fortunale"), подводные лодки "Мареа" и "Ничелио" ("Marea" и "Nichelio").

9 декабря 1948 года "Чезаре" навсег­да покинул Таранто и перешел в Аугусту, откуда 15 декабря направился в ал­банский порт Валона. Там 3 февраля 1949 года состоялась передача линкора, получившего временное обозначение Z11, советской комиссии, возглавляемой контр-адмиралом Г.И.Левченко. 6 фев­раля над кораблем подняли военно-мор­ской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв в новую базу 26 февраля. Приказом по Черномор­скому флоту от 5 марта 1949 года линко­ру присвоили название "Новороссийск".

Уже в июле он принял участие в ма­неврах эскадры в качестве флагмана. Естественно, что вооружение и системы управления огнем не соответствовали требованиям времени, механизмы в ре­зультате интенсивной службы и плохого ухода оказались в запущенном состоя­нии, да и системы жизнеобеспечения корабля нужно было приспособить под новые стандарты.

В 1953 году линкор поставили на ре­монт. За это время на нем, в частности, установили зенитные автоматы советских систем (24 спаренные установки 37-мм автоматов В-11, 6x1 37-мм 70-К), радио­локационную станцию "Залп-М", пере­делали фок-мачту. По свидетельству служивших на нем офицеров и матросов, заменили даже турбины — на новые Харь­ковского завода, так что на ходовых ис­пытаниях "Новороссийск" показал ско­рость свыше 27 узлов.

 Вообще кораблю уделялось много внимания, поскольку он, несмотря на преклонный возраст, был самым сильным по вооружению в совет­ском флоте. Вместо планировавшегося перевооружения на отечественные 305-мм орудия с длиной ствола в 52 ка­либра решили оставить итальянские и даже начали производство боезапаса для них, поскольку на момент передачи имел­ся только один штатный боезапас (Из-за ненадежной взрывчатой начинки часть снарядов, в ожидании новых, свезли в берего­вой арсенал). В мае 1955 года "Новороссийск" вошел в строй ЧФ и до конца октября несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке.

28 октября 1955 года линкор вернулся из последнего похода и занял место на "линкорной бочке" в районе Морского Госпиталя (глубина 17м воды и около 30м вязкого ила). В 19.00 трюмный ма­шинист замерил осадку: 10,05м носом и 10,1 м кормой, что соответствовало во­доизмещению 27500т.

В 01.31 29 октября под корпусом ко­рабля с правого борта в носу раздался взрыв, по оценкам равный 1000 — 1200 кг тринитротолуола. Последующие события достаточно подробно описаны, поэтому остановимся на финале: в 04.15 корабль опрокинулся через левый борт и в таком положении оставался несколько часов, уперевшись в твердый грунт мачтами. Только в 22.00 корпус полностью исчез под водой.

При катастрофе погибло 603 челове­ка, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.

Летом 1956 года ЭОН-35 приступила к подъему линкора методом продува­ния. Корабль всплыл кверху килем 4 мая 1957 года, а 14 мая его отвели в Казачью бухту (пришлось пробивать со­ответствующий фарватер), где его пе­ревернули. При подъеме корабля вы­валилась третья башня главного калиб­ра, которую пришлось поднимать от­дельно. Корабль был разобран на ме­талл и передан на завод "Запорожсталь". Стволы 320-мм орудий до 1971 года лежали напротив Морского учили­ща, дальнейшая их судьба неизвестна.

Много писалось об ошибках, совер­шенных командованием ЧФ в ночь катас­трофы, но пока не говорилось о глав­ной — сохранении давно устаревшего линкора в составе действующего флота. К 1955 году его пребывание потеряло всякий смысл. Единственными корабля­ми, которые можно рассматривать как противников "Новороссийска", были ту­рецкий ветеран "Явуз" или еще более старые бразильские и аргентинские дредноуты.

Из книги С.В.СУЛИГИ "Линкор "Джулио Чезаре" ("Новороссийск")



Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров