Прямой эфир

Слушать радиостанции Барнаула
Новости

В этот день 70 лет назад на Алтай прибыл караван из Монголии с гуманитарной помощью солдатам Красной армии

, ИА "Амител"

Сегодня, 9 апреля, официальный сайт администрации Алтайского края сообщил о том, что 70 лет назад, в 1942 году, караван из Монголии доставил на территорию нашего региона гуманитарную помощь советским воинам.

Алтайский журналист Анатолий Муравлев в своей книге "Неизвестный Алтай. Трансграничный маршрут" рассказывает об этом событии.

Сегодня немного осталось свидетелей, которые по прошествии стольких лет могут рассказать о путешествии этого каравана. Однако сам его руководитель, 88-летний Лувсан, помнит, с какими трудностями пришлось столкнуться в том лихом 42 году. Журналист Анатолий Муравлев с помощью рассказов Героя труда Монголии восстановил хронику событий.

Лувсан делится с журналистом воспоминаниями о том, как восприняли весть о войне жители Монголии, как они готовились к сложному походу, насколько сильным было их желание помочь советским воинам победить врага. "Жители Западной Монголии, как собственную беду восприняли весть о нападении на СССР гитлеровской Германии. Летом 1942 года в Ховском аймаке организовали добровольный сбор подарков для храбрых воинов из СССР", — описывает журналист воспоминания Лувсана.

По его словам, во время трудного пути некоторые животные погибали, поэтому приходилось навьючивать грузы на других верблюдов. В пути также возникали различные сложности. Самые тяжелые участки пути — преодоление перевала Чекет-Аман, горных рек и Чуйской долины. Особую трудность представлял гололед. "Ноги верблюдов, в отличие от лошадей, не приспособлены к передвижению по льду. Чтобы животные не скользили, прямо в пути придумали для них "обувь": обматывали ноги овчиной, войлоком и тряпьём, шили калоши из шкур и брезента. А когда караван вовсе не мог двигаться, клали под ноги шубы, куртки, ветки деревьев, доски", — рассказал журналисту Лувсан.

Не менее трудно далось и преодоление подвесного моста в Усть-Семе на Катуни, название которой по-монгольски звучит как Катын — "леди", "красивая женщина". Животные боялись идти по раскачивающемуся настилу. Также сложно было преодоление ледяного русла Ини и устья Чуи.

"В мае 2005 года, когда Лувсан вновь ехал в Алтайский край на празднование 60-летия Победы над фашистами, преодолеть Чекет-Аман удалось на автомобиле за два часа, а зимой 1942-1943 годов на это потребовалось десять суток. В зимних горах за день удавалось пройти 25-30 километров. Для этого приходилось подниматься до зари и разжигать вечерний костёр под казаном лишь в вечерних сумерках", — отмечено в книге.

Сейчас, сам руководитель каравана, которому на тот момент было всего 17 лет, говорит, что с течением лет поход кажется легендой. "Но это, правда", — утверждает Лувсан.

В 1942 году караван доставил в Алтайский край гуманитарную помощь из Монголии. Для ее доставки по Чуйскому тракту в Бийск монголы отдали своих лучших верблюдов. В караване было 1200 вьючных животных, на которых и закрепили подарки для воинов Красной Армии. Для того, чтобы подготовить ценный груз многие мужчины выходили на охоту, женщины шили из овчин шапки и тёплые шубы, меховые варежки и сапоги, заготавливали сушёную баранину и говядину. Всё это делалось бесплатно, в добровольном порядке.

Фото газеты "Алтайская правда".


Смотрите также
Партнёры
Смотрите также
Loading...

Комментарии

9.04.2012 09:33
- гость -

первый раз слышу.... в школе нам про это не говорили...

0  0
9.04.2012 09:37
- гость -

70 лет назад, в 1942 году.... его руководитель, 83-летний Лувсан, помнит, с какими трудностями пришлось столкнуться.....Сейчас, сам руководитель каравана, которому на тот момент было всего 17 лет.... ?????
83-70=17 ???? фигня какая-то. Мож у монголов год за два конечно шел...

0  0
9.04.2012 10:12
НОЛЬ

ЧИКЕ-ТАМАН

0  0
9.04.2012 10:14
- гость -

вот почему я считаю историю продажной девкой........ ее как хотят так и припадают........а в результате возникают про такое событие узнаешь случайно

0  0
9.04.2012 10:14
НОЛЬ

Чике-Тама́н (южноалт. чике «прямой» + южноалт. таман «подошва» — букв. «прямая подошва»[1]) — горный перевал на 659 км Чуйского тракта.[2] Высота перевала — 1295 м,[3] подъём, спуск — 4 км. На вершине перевала есть смотровая площадка. С 1996 г. перевал объявлен памятником природы Республики Алтай.

0  0
9.04.2012 10:21
серый

- гость -
9 апреля 2012 г.
09:33

а про это в школе говорили?)))

http://new.hist.asu.ru/biblio/borod3/403-407.html

0  0
9.04.2012 10:23
серый

зы: точнее тут:
http://new.hist.asu.ru/biblio/borbook/index.html

0  0
9.04.2012 10:29
- гость -

нас всегда ориентировали на запад, а восток вроде к нам ни какого отношения не имел, хотя на востоке культура еще и по круче чем на западе

0  0
9.04.2012 10:45
Кот

верблюды это хорошо

0  0
9.04.2012 11:07
гость

монголы не гуманитарку давали
а были союзники хоть и слабые но настоящие и сколько
скота они пригнали в красную армию это нечто
конечно гнали летом но были и политические акции
типа этой и технику для РККА покупали кто не знает
и япошкам грозили а путин их даже на парад
не позвал в 2010 кроми тито у нас был только
цидинбал ихний и на них сталин мог положиться

0  0
9.04.2012 11:13
Сэмпай

"Жители Западной Монголии, как собственную беду восприняли весть о нападении на СССР гитлеровской Германии. Летом 1942 года в Ховском аймаке организовали добровольный сбор подарков для храбрых воинов из СССР"

.

0  0
9.04.2012 11:34
Платунов Е.

Лошади монгольской породы очень ценились в сформированных на Алтае частях - за свою выносливость и неприхотливость. Вот, например, как вспоминал о них ветеран 372 стрелковой дивизии Виктор Абрамович Залгаллер: "В Гдыне пусто, безлюдно. Глухо гремит моя телега. Вдали появляются двое солдат с посудой. Едем за ними. Справа развалины, слева на площади — машины комендатуры. Прячемся. Через проходные подвалы комендантские бойцы носят из портовых цистерн ведрами спирт. Просим отливать. Заполнили так свою бутыль. Ночь застает нас в пути. Ни звука вокруг, ни вспышек ракет, ни выстрелов. Коротаем время беседой. “Почему все поменяли коней на крупных, трофейных, а у тебя — старый конь?” — “Да он со мной с Барнаула. Хороший — жрет мало”. Конь, правда, хорош, только любит, чтобы его понукали криком: “У-у, жид!” И я кричу: “У-у, жид!” Потом мы поем. Мертвая тишь кругом. Далеко ушел фронт." - http://magazines.russ.ru/neva/2005/1/zal8.html
Другой ветеран, бывший курсант размещенного в Барнауле Лепельского артиллерийско-минометного училища Владимир Маркович Новаковский уточнил подробности как появились эти лошади в Барнауле: "Было еще такое памятное событие. Однажды нам объявили, что из Монголии прибыл эшелон с почти дикими лошадьми, что нашему училищу поручено поселить этих лошадей в своих конюшнях, объездить их и передать в разные части округа. Операция выгрузки этих лошадей и доставки их со станции в училище была назначена на ночное время. Из вагонов по сходням лошадей выводили монголы, которые их сопровождали. На всех лошадях были уздечки. Каждую лошадь выводили по два человека и передавали ее двум курсантам. Лошади все время нервничали, пытались вырваться, и надо было прилагать большие усилия, чтобы удержать их. Лошадей было около двухсот. Довели до училища не всех. Около двадцати вырвались и разбежались по всему городу. Я не уверен, что тогда собрали всех. Лошади эти были маленькие, приземистые, но очень сильные и выносливые. Я наблюдал, как их приручали специалисты. Сначала их связывали вожжами, надевали седло, а к седлу

0  0
9.04.2012 11:35
Платунов Е.

Я наблюдал, как их приручали специалисты. Сначала их связывали вожжами, надевали седло, а к седлу привязывали мешок с песком. Потом гоняли по манежу. Гоняли до тех пор, пока она не переставала дергаться, брыкаться и не начинала спокойно ходить. Это повторялось несколько раз, пока лошадь давала спокойно надевать седло и мешок. После этого начинали пытаться садиться верхом, и все повторялось. Примерно через месяц всех этих лошадей, куда-то передали. Для нас этот месяц запомнился тем, что нам пришлось доставлять гораздо больше кормов."

0  0
Загрузка...
Войти     Зарегистрироваться
Имя

Архив новостей
< апрель 2012 >
пн вт ср чт пт сб вс
                  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30