Ложь и обман в науке разрастаются до эпидемии

07 октября 2012, 14:38, ИА Амител

Число отозванных научных публикаций, с которыми, мягко выражаясь, не всё в порядке, растёт в мире с ужасающей скоростью. И две трети этого самого "не всё в порядке" составляют фальсификации, плагиат и многократные публикации одного и того же в разных изданиях. Об этом пишет сайт neuzhely.ru.

Нешуточный переполох в учёных кругах произвёл недавно известный доселе лишь специалистам японский анестезиолог Йошитака Фуджи. За двадцать прошедших лет он умудрился опубликовать, причём зачастую в весьма солидных журналах, результаты двухсот клинических испытаний, все (!) из которых были откровенно сфабрикованы. И никто – ни его начальство, на соавторы, ни спонсоры, ни даже сотрудники журналов – ничего за двадцать лет так и не заметили. Хотя одна только научная плодовитость анестезиолога должны была поднять тревогу, ибо клинические испытания – процесс долгий, который не поставишь на конвейер. И тем не менее все вокруг были поразительно слепы и не замечали фальши.

По всей видимости, Фуджи фальсифицировал свои работы воистину виртуозно, и именно эта его виртуозность и заставила его в конце концов сломать свою учёную шею. Немецкий анестезиолог Петер Франке из Вюрцбурга обратил однажды внимание на то, что данные испытаний у японца подозрительно безупречны и зачастую опять же подозрительно похожи друг на друга. А ведь Фуджи не изучал ничего отвлечённого, он "тестировал" конкретные медикаменты, которые должны были утолять боль у прооперированных пациентов. Трудно даже сказать, какой вред нанесла эта "научная деятельность" за двадцать прошедших лет, в течение которых она, благодаря авторитету солидных журналов, становилась достоянием тысяч других специалистов.

Японца Фуджи можно, конечно, счесть гроссмейстером научных фальсификаций, однако беда в том, что число его последователей растёт нынче неимоверно быстро. Весьма успешно водил за нос своих коллег немецкий физик Хендрик Шён, не менее плодотворно вводил в заблуждение своих собратьев по научному цеху голландский специалист по социальным наукам Дидерик Штапель. Однако наиболее широкий простор для научного жульничества распахивают молекулярная биология и биомедицина.

И здесь нашумевший своими фальсификациями корейский специалист по стволовым клеткам Хван – лишь верхушка айсберга. Вся остальная его часть тоже отнюдь не так безупречно бела, как халаты, в которые облачены исследователи. Во время анонимного опроса биомедиков одним из солидных журналов треть из них призналась в своих научных "проступках". А под мягковатым словечком "проступок" на самом деле скрывались и фальсификации, и плагиат, и мультиплицированные публикации одного и того же.

Понятно, что за результатами столь нерепрезентативного опроса скрываются куда более тёмная и грязная ситуация. И она долго оставалась в тени особенно что касается молодых наук. Первая "ретракция" – так называют добровольный или же вынужденный отзыв ( не смысле рецензирования, а в смысле изъятия, аннулирования) научной публикации – случилась в 1977 году. С тех пор, как свидетельствуют специалисты, произошёл бурный рост подобных явлений, который нынче грозит перерасти в эпидемию. Уже отозвано из мировых научных журналов 2047 работ, среди которых лишь 21,3 процента страдают разного рода неумышленными ошибками, которые раньше считались основной причиной для опровержения статьи.

Увы, нынче 67,4 процента проштрафившихся работ запятнаны сознательным вводом в заблуждение коллег. Причём чуть ли не половина из них (более 43 процентов) занимается фальсификацией, то есть попросту научным жульничеством. И эта цифра с конца семидесятых годов удесятерилась!

Понятно, что столь наглое поведение учёных мужей и дам вызывает серьёзную тревогу уже на государственном уровне. Некоторые страны пытаются как-то ужесточить контроль за научной деятельностью, а само исследовательское сообщество выказывает стремление активизировать самоконтроль. Однако растёт и противодействие столь благородным поползновениям.

"Опубликуйся или умри" ( „рublish or perish“) – так звучит сегодня главный лозунг на научном рынке. Тот, кто хочет что-то представлять из себя, просто обязан публиковаться в журналах, причём желательно в тех, что попрестижней. И эта тенденция усиливается, как только кризисные явления подрубают крылья дотоле безудержному финансированию.

И потому стоит ли удивляться, что даже Нобелевские премии нынче вручают за неизвестно что. Как, например, тем астрономам, которые якобы доказали, что Вселенная (не какая-то её часть, а вся) расширяется с ускорением, хотя никто мире не в силах вразумительно ответить, как может расширять свои границы (да ещё с ускорением!) то, что этих границ не имеет по определению!

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров