Кого рассердил Сердюков?

05 ноября 2012, 10:40, ИА Амител

Хамовнический суд Москвы принял решение о заключении под стражу супругов Екатерины Сметановой и Максима Закутайло, которые учились на одном курсе с министром обороны Анатолием Сердюковым. Они стали первыми арестованными по уголовному делу о масштабных хищениях в военном ведомстве. Защитники и близкие в прошлом преуспевающего петербургского адвоката Максима Закутайло говорят о том, что он стал "пешкой" в разборках в самых верхах власти. Источники агентства, знакомые с ситуацией, отмечают, что представители целого ряда кремлевских кланов уже давно были недовольны Сердюковым. А атаку на него начали, когда у Владимира Путина возникли проблемы со здоровьем. Об этом пишет Росбалт.

Как рассказали агентству собеседники во властных структурах, среди заметных антагонистов министра обороны можно выделить Виктора Зубкова — бывшего вице-премьера, а сейчас специального представителя президента по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа. Не секрет, что официально супругой Сердюкова до сих пор является дочь Зубкова Юлия. Однако когда сотрудники СК РФ ранним утром проводили обыски по делу о хищениях в военном ведомстве, они застали Сердюкова в квартире его бывшей сокурсницы Евгении Васильевой, которая одно время возглавляла департамент имущественных отношений МО. Источники в Минобороны утверждают, что увидеть министра в доме, где проводился обыск, можно было на протяжении последних двух лет, и сложившаяся ситуация, естественно, могла не нравиться семье Зубковых.

Собеседники "Росбалта" во властных структурах также вспомнили инцидент, который произошел летом 2012 года во время совещания по передаче военных городков от Минобороны регионам, которое проводил премьер-министр Дмитрий Медведев. Когда встал вопрос о том, что в возводимых МО домах первые этажи должны передаваться под нужды муниципалитетов (для отделений полиции, социальных служб), Сердюков объявил, что этого не будет: военным самим не хватает помещений. А на последовавшую недовольную реплику Медведева ответил: "Тогда увольте меня". Многие восприняли это как своеобразный вызов премьеру, у которого нет полномочий снять министра обороны (это может сделать только президент).

По словам собеседников агентства, все последние годы у Анатолия Сердюкова были не самые лучшие отношения и с руководителем Главной военной прокуратуры Сергеем Фридинским.  С 2010 года ГВП постоянно выявляла нарушения в "Оборонсервисе", где Сердюков до недавнего времени был председателем совета директоров. Однако  реакция на это была только одна. По странному стечению обстоятельств, проверки ГВП совпадали с появлением в СМИ негативных статей о Фридинском.

Есть за что не любить Сердюкова и определенным силам в ФСБ РФ. В 2011 году руководитель ключевого подразделения этого ведомства – Управления собственной безопасности -  Александр Купряжкин пошел на повышение, став замдиректора ФСБ. Главным претендентом на освободившееся место считался замначальника УСБ Олег Феоктистов, довольно заметная фигура в системе контрразведки. Но неожиданно начальником чекистких особистов стал Сергей Королев – давний соратник Анатолия Сердюкова, занимавший одно время должность помощника министра обороны. Якобы решение о таком назначении принималось даже не в стенах ФСБ РФ. Более того, когда недавно по силовым ведомствам поползли очередные слухи о возможной отставке директора ФСБ РФ Александра Бортникова, среди наиболее вероятных его преемников называли того же Королева, которого многие считают "человеком Сердюкова".

Также Источники "Росбалта" отнесли к высокопоставленным чиновникам, у которых есть основания недолюбливать Сердюкова, вице-премьера Дмитрия Рогозина и главу администрации президента Сергея Иванова.

У СК РФ и МВД РФ тоже есть причины держать обиду на министра обороны. Первая попытка провести атаку на позиции Сердюкова была предпринята еще в феврале 2012 года. Тогда сотрудники ГУЭБиПК МВД РФ задержали гендиректора ООО "Центр правовой поддержки "Эксперт" Елену Сметанову — однокурсницу Сердюкова и Васильевой. Ее подозревали в "реализации коррупционных схем при продаже недвижимости общехозяйственного назначения, принадлежащего Минобороны". Однако вскоре все претензии к Сметановой были сняты в связи с ее "непричастностью" к преступлениям. В МВД и СК РФ тогда говорили, что подобное решение принималось после "беспрецедентного давления".

По словам источников агентства, время для новой атаки на Сердюкова было выбрано не случайно.

 Добиться отставки министра обороны у Владимира Путина — дело сложное. Кредит доверия президента к главе военного ведомства до недавнего времени был весьма высоким.

Однако, как рассказали источники, с начала октября Путин не только не совершает зарубежные поездки (газета "Ведомости" связывала это с пошатнувшимся здоровьем президента), но и крайне ограничил себя в общении с чиновниками в Москве. "Если царь хоть на время отходит от дел, бояре начинают драться", — пошутили собеседники "Росбалта".

Десятого октября Военно-следственное управление СК РФ по материалам ГВП возбудило сразу пять уголовных дел по факту миллиардных мошенничеств с недвижимостью ОАО "Оборонсервис", подконтрольного Министерству обороны. По версии следствия, здания и участки земли, в которые были вложены крупные суммы из бюджета, продавались частным структурам гораздо ниже рыночной стоимости. Спустя две недели были проведены обыски у Евгении Васильевой, в "Оборонсервисе" и самом Минобороны. А 31 октября следователи вновь задержали Екатерину Сметанову и ее супруга Максима Закутайло. Хамовнический суд Москвы избрал им меру пресечения в виде ареста.

Как рассказали "Росбалту" родственники Максима Закутайло, он познакомился с Екатериной, когда они вместе учились на юрфаке СпбГУ, на четвертом курсе молодые люди расписались. Примечательно, что вместе с ними учились Евгения Васильева (на дневном отделении), Анатолий Сердюков и Юлия Зубкова (на заочном отделение). После  окончания в 2001 году вуза Максим три года работал в прокуратуре Санкт-Петербурга, потом трудился в различных коммерческих структурах, а в 2008году стал партнером адвокатской конторы "Пелевин и партнеры".  В 2010 году он снял с себя адвокатские полномочия и стал работать в структурах, связанных с Минобороны. Закутайло, в частности, являлся гендиректором ОАО "Спецремонт", ОАО  "Управление торговли командования Воздушно-космической обороны", ОАО "101 Центральный автомобильный ремонтный завод", ОАО "Окружной материальный склад Московского округа ВВС и ПВО".

Екатерина Сметанова в Санкт-Петербурге была главой представительства швейцарской фирмы "Йонакор АГ", а потом тоже стала занимать руководящие должности в структурах, имеющих отношение к МО. Переход супругов к работе с оборонным ведомством совпал с назначением их однокурсницы Евгении Васильевой начальником департамента имущественных отношений Министерства обороны.

 Екатерину Сметанову (обвинение ей пока не предъявлено) подозревают в пяти эпизодах мошенничества, а Максима Закутайло – в двух. По данным "Росбалта", следствие считает, что юрист и его супруга принимали участие в афере с участком земли в Краснодарском крае, который принадлежал МО. Там на бюджетные деньги (300 млн рублей) был построен большой гостиничный комплекс (местные жители прозвали его "дача Сердюкова"), затем его продали частной фирме всего за 92 млн рублей. Закутайло еще подозревают в том, что одна из связанных с ним структур получила от МО деньги за агентские услуги при заключении этой сделки.

"Никаких преступлений Максим не совершал, его задержание стало полной неожиданность для нас, — рассказали "Росбалту" родственники Закутайло. — Имущество он реализовывал гораздо выше балансовой стоимости. А то, что его стоимость отличалась от оценочной, объясняется спецификой рынка: если не берут объект по названной цене, ее надо уменьшать. Максим просто стал пешкой в схватке представителей власти. Его отправили в СИЗО, чтобы выбить показания на каких-то более крупных персонажей". 

Адвокат Закутайло Олег Бессонов сообщил "Росбалту", что в ближайшее время обжалует решение об аресте его доверителя.  "Мне сложно пока судить, в чем подозревают Закутайло, — отметил защитник. — Могу однозначно сказать, что никаких документов он уничтожить не пытался и не думал скрываться. Иначе бы не пришел вместе с супругой на допрос". 

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров