Как Барнаул в Голливуде "наследил"

Как связан старый купеческий особняк в кружеве деревянной резьбы на тихой барнаульской улочке с именем оскароносной легенды Голливуда Натали Вуд? Ответ казался для "Вечёрки" очевидным еще неделю назад - никак

08 февраля 2013, 07:47, ИА Амител

Пока мы не узнали о том, как Барнаул "наследил" на фабрике грез.Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться со статьей корреспондента Тамары Поповой.

К исследованию известного барнаульского историка Евгения Платунова мы вышли через улицу Анатолия, когда собирали материал о ней, одной из старейших в городе. История жившей здесь семьи купца-мецената Зудилова сама по себе - тема отдельной публикации, а тут еще и выяснилось, что барнаульский купец 2-й гильдии Степан Ильич Зудилов - дед легендарной актрисы "русского Голливуда" Натали Вуд. К этому открытию Евгений Платунов пришел вместе с заместителем директора по научной работе ГМИЛИКА Еленой Огневой, когда, по его собственному выражению, "широким гребнем собирал данные о наших земляках". Елену Владимировну интересовали те, кто имеет отношение к кино, Евгения же цепляют любые следы жителей Барнаула в мировой истории. Связываясь по Интернету с биографами и родственниками актрисы, по крохам восстанавливая судьбы сибиряков, после революции "унесенных ветром" далеко от России, сравнивая старые фото, он собрал этот мудреный пазл.

ГДЕ ЭТОТ ДОМ?

Степану Зудилову, выпускнику Барнаульского горного училища, от родителей, Ильи и Елизаветы Зудиловых, досталась в наследство небольшая, если сравнивать с Платоновыми или Поляковыми, торговля да пряничное производство. От магазина и двух лавок он имел оборот 75 тысяч рублей в год да прибыль семь с половиной тысяч. Кондитерское производство с оборотом в десять тысяч давало тысячный доход, а свежая выпечка в буквальном смысле разлеталась в фирменном, как бы сейчас сказали, магазине, давая семье еще одну тысячу. Барнаульское отделение Госбанка охотно ссужало надежного клиента, последний кредит, весьма крупный, 12 тысяч рублей, Степан Ильич взял на развитие в дореволюционном 1916 году… До революции он работал во всевозможных попечительских советах, избирался гласным депутатом Барнаульской городской Думы. Своим меценатством он пошел в батюшку. Так, сохранилось описание того, как купечество Барнаула организовало в 1891 году школьное питание ребят Нагорной и Зайчанской школ, расположенных в беднейших районах Барнаула. Дети на переменах бесплатно получали чай и белый хлеб, потому что купец Грязнов привез в школу четыре куля крупчатки, Морозов снабдил ее самоваром и посудой, Страхов и Зудилов - чаем и выпечкой.

К сожалению, историкам не известно точно, какой именно дом на улице Анатолия принадлежал Степану Зудилову (была у семьи недвижимость еще и на Короленко (Томской), и на Аванесова (Павловской), а купеческий особняк на углу нынешнего Красноармейского и улицы Гоголя принадлежал отцу Степана, Илье Михайловичу. Помощи "Вечёрка" попросила у ученых- историков АлтГУ Александра Старцева и Валерия Скубневского, соавторов книги "Алтай купеческий", содержащей сведения о составе этой барнаульской семьи. Они предположили, что адрес можно узнать по "Телефонной книге Барнаула" 1914 года, но вряд ли эта информация будет достоверной, поскольку и название улицы, и нумерация домов менялись с той поры не раз. Проще было определиться, например, с домом купца Полякова. Поскольку в архивных источниках есть ссылки на здание, расположенное на углу проспекта Московского и улицы Гоголевской, мы понимаем, что речь идет о знакомом каждому барнаульцу магазине "Красный". Прогулка по улице Анатолия лишь умножила наши сомнения. В принципе, купеческой семьи могли быть достойны построенные в самом начале ХХ века особняки на улице Анатолия, 103, или 105, с кружевом деревянной резьбы, и постройка чуть постарше, XIX века, на улице Анатолия, 104... А может, это всетаки отчий дом Степана Ильича, на углу нынешнего Красноармейского и Гоголя? Была у семьи недвижимость и на улице Павловсой.

БАРНАУЛ - ЧИТА - ХАРБИН

Степан Ильич был женат дважды. Первая его жена, Анна Михайловна Висторгова, умерла в 1905 году, оставив ему четверых ребятишек - Калиспену, Mишу, Семёна и Аполлинарию. Вторая, Мария Андреевна (в девичестве - Кулева), тоже из купеческого рода, ее родители владели кирпичным, мыловаренным и свечным заводами. Она родила ему Зою, Бориса, Глеба и Марию (в 1912 году), будущую миссис Гурдин, маму Натали Вуд. От революции и репрессий Зудиловы спасались в Харбине, куда Марию увезли шестилетней. Евгений Платунов дает ссылку на книгу Эндрю Хогана "Взгляды на жизнь щенка Мафа и его хозяйки, Мэрилин Монро": "Миссис Гурдин раньше звали Мария Степановна Зудилова: люди с ее прошлым полностью отдавались чувствам, что внушило любовь к русскому духовному фанданго нескольким поколениям американских актеров, среди которых была и дочь миссис Гурдин, Натали, и моя будущая хозяйка", - сообщает щенок. По версии Хогана, спасаясь от большевиков, Зудиловы не уберегли Михаила, сводного брата маленькой Маши, его повесили в 1918 году на дереве возле родного дома. После этой трагедии ненависти к большевикам в сердце девочки было столько, что ее хватило до конца жизни. В Харбин ехали через Читу на личном поезде. В эмиграции тоже не бедствовали - родители оплачивали уроки балета и услуги немки-гувернантки для своей младшенькой, был у семьи личный китайский повар. Чита - точка расхождения исследователей истории семьи Наташи Зудиловой- Захаренко-Гурдин-Вуд. Поскольку на фото семьи, сделанном в Чите в 1919 году, Миша, якобы повешенный большевиками в Барнауле, жив и здоров, рядом с родителями.

Видимо, дела у купца Зудилова и в Китае шли неплохо. Евгений Платунов рассказал, что еще один родственник многочисленной семьи, Джордж Лизунье, который доводится внуком старшей дочери Степана Ильича, Калиспены, разместил в Интернете уникальный документ - "свидетельство о благонадежности" Степана Ильича Зудилова, выхлопотанное для него в Харбине земляком, известным на Алтае предпринимателем Родионом Андриановичем Винокуровым, и выданное ему в августе 1924 года для деловых поездок в Японию.

МИСТЕР И МИССИС ГУРДИН

В Харбине выросшая Мария Зудилова встретила своего первого мужа, капитана белой армии Александра Христофоровича Татулова. Степан Ильич был категорически против этого брака своей любимицы, но молодые обвенчались тайно в армянской церкви Харбина. Ольга - плод этого брака Марии Степановны. Второй раз она выйдет замуж в Америке за уроженца Владивостока Николая Захаренко. Наташа и Светлана (Лана) родились уже гражданками США и с новыми фамилиями, которые взяли родители, - Гурдин. Когда четырехлетняя Наталья сыграла свою первую роль, Мария Зудилова-Захаренко вспомнила, как еще в Харбине ей нагадала цыганка: "Твоя дочь будет знаменитой, но проживет недолго". Лана Гурдин захочет, как и сестра, стать актрисой, но славы ее не достигнет. Ее звездная роль - девушка Джеймса Бонда в сериале с Шоном Коннери. Все это мы узнали из книги биографа Натали Гарвина Ламберта "Натали Вуд: жизнь".

Наталья утверждала свою русскость. Была примерной прихожанкой Спасо-Преображенского собора в Лос-Анджелесе, неожиданными импровизациями на родном языке сбивала с толку режиссеров. Кстати, любимый фильм нашего детства, "Большие гонки", так и не вышел в советский прокат полной версией. Евгений Платунов обращает внимание читателей "Вечёрки" на такой киноляп: экспедиция едет через Аляску и вдруг – раз, сразу оказывается в Европе. Оказывается, был вырезан кусок со сценой пребывания в Сибири, ее восстановили уже после развала СССР. Приехав в захолустный городишко, окруженные плохо одетыми угрюмыми аборигенами, участники гонки лихорадочно листают разговорники, чтобы наладить контакт с местными жителями. И тут Мэгги Дюбуа произносит на чистом, без акцента, русском языке: "Как дела, друзья?". Можно понять шок Великого Лесли. Видимо, цензорам не понравилось, что сибиряки в этой сцене выглядели папуасами. Еще одна русская роль актрисы - ученая Татьяна Донская в фильме "Метеор" с Шоном Коннери.

Фото из сети Интернет.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров