Что ждет «Алтапресс»?

02 апреля 2013, 08:08, ИА Амител

В развитие авторской программы "Реплика" журналист и преподаватель АлтГУ Михаил Гундарин написал статью, которую мы предлагаем вашему вниманию.

Что ждет "Алтапресс"?

Региональный издательский дом оказался перед лицом глобальных проблем

Последнее время тема кризиса в крупном медиа-предприятии региона, издательском доме "Алтапресс", активно обсуждается и журналистским сообществом, и теми представителями аудитории, которые интересуются судьбой любимых изданий. Увы, нередко обсуждение этой и в самом деле важной не только для рынка СМИ, но и для всей общественно-политической жизни региона, превращается в перебранку. А если взглянуть на проблему жизни и выживания регионального медиа-предприятия с более широких, а по существу - глобальных тенденций? Очевидно, что прогноз на существование "Алтапресса" в прежнем виде, увы, негативен.

Рынок печатных СМИ гибнет

Сегодня это утверждение не кажется преувеличением. Обратимся к анализу ситуации, приведенному на известном профессиональном сайте http://planetasmi.ru– и к примерам на международном уровне. Так вот: тиражи платных газет с каждым годом падают все ниже. Всемирно известные издания закрывают печатные версии и уходят в Интернет. Рекламные доходы сокращаются, розничные продажи снижаются.

Вот примеры: британский журнал Time только за три месяца 2013 года сократил штат на 5%. Ряд немецких печатных изданий объявили себя банкротами. Американский еженедельник Newsweek - одно из топовых изданий мира с начала года отказался от бумажной версии и перешел на цифровой формат. В конце прошлого года из-за финансовых проблем была закрыта печатная версия РБК Daily в Санкт-Петербурге. Аудитория ее онлайн-версии уже давно превысила газетную в 3,5 раза.

Как утверждает Михаил Мазуров, дивизиональный директор холдинга RNTI Media Group, это проблема всей прессы. Сейчас люди получают СМИ бесплатно: телевидение, радио, Интернет, газеты. Им нужна очень серьезная мотивация и потребность, чтобы дойти до ларька за платным печатным изданием. И в России сегодня практически все мастерски написанные материалы качественной федеральной прессы имеют бесплатный вариант в Интернете. Те же, кто раньше любил и читал газеты, меняют привычки потребления. Благо, современные гаджеты позволяют читать не только за письменным, но и за кухонным столом, на диване, в троллейбусе и на пляже

Тенденция кризиса печатных СМИ относится к мировым. В России все усугубляется абсолютной неготовностью платить за Интернет-контент (на чем западные газеты худо-бедно, но получают деньги). От идеи платной подписки на сайты у нас отказались практически полностью. Кроме того, печатные СМИ в России продолжают дорожать – причем в прошлом году вдвое быстрее инфляции! Как свидетельствуют эксперты авторитетной Ассоциации распространителей печатной продукции, "за 2010 и 2011 год рост цен на печатные СМИ составил в совокупности 23%. В 2012 году тенденция подорожания периодики не просто продолжилась, но и усилилась. За 2012 год розничные цены на периодическую печатную продукцию повысились на 12%". Неудивительно, что падают продажи – к примеру, в газетных киосках… А подписка через "Почту России" с ее процентами способна свести в могилу и процветающий бизнес, не то что, угасающий…

Федералы идут!

Естественно, выживает сильнейший, имеющий больше сил и ресурсов. Сегодня в России наиболее сильны позиции крупных федеральных брендов, давно превратившихся в целые империи, тысячью уз связанные с еще более масштабными проектами и федеральными властями. Это, прежде всего (называем именно бренды, опуская организационные детали), "Комсомольская правда", "Аргументы и Факты" и "Коммерсант". Одна из тенденций – развитие системы сопутствующих медиа. У всех названных брендов есть телевизионные версии, у КП и "Коммерсанта" - радио, бурно развиваются интернет-проекты и т.д. Но главное даже не в этом. Первые два из названных - бренды массовые, поэтому им и нужна как можно более широкая читательская масса - не идти в регионы они просто не могут! Что означает вытеснение местных игроков с аудиторного, коммерческого, политического рынков, где у федералов огромное ресурсное преимущество.

Дело не в том, кто умнее и талантливее – руководство мега-предприятий "Комсомольская правда" или "Аргумент и факты" и региональные медиа-менеджеры. В конкуренции против корпораций на местах у регионалов просто нет шансов. Так же, как у местных бизнесменов против бизнесменов федерального уровня. Можно задержать проникновение конкурентов на рынок (хотя федералы активно используют федеральные же резервы в виде влияния на губернаторов). Можно выиграть сражение в каких-то нишевых аудиториях – тех, кто, например, является горячим патриотом всего местного. Но о конкуренции, к сожалению, говорить не приходится. Ситуация к тому же усугубляется сужением читательской аудитории и обострением битвы за ее внимание. На всех читателей сегодня не хватит!

Что же делать медиа-менеджерам и медиа-владельцам в провинции? Российский опыт подсказывает два выхода. Во-первых, консолидироваться (в той или иной форме) с властями регионов и муниципалитетов. Возможно, прямое учредительство сегодня не так перспективно – хотя о компании "власть вон из учредителей СМИ!", похоже, забыли. Но есть множество других вариантов. Например, получать от властей гарантированные проплаты за публикацию материалов (а де-факто – за лояльное освещении их деятельности). Во-вторых, попытаться подружиться с коллегами из центра, например, помогая деятельности их региональных редакций – а заодно и продвигая собственные медиа-проекты. Мы видим оба варианта и на Алтае – например, в лице газеты "Вечерний Барнаул" и медиа-холдинга "Прожектор".

Возможны и иные варианты. Вот кому не выжить, так это "героям вчерашних дней", региональным медиа-холдингам, не имеющим в своем активе серьезных федеральных брендов.

Замкнутый круг "Алтапресса"

Ослабление позиций, а в последствие и крушение четко формализованных региональных медиа-холдингов, безусловно, не может не затронуть и Алтайский край. Все негативные последствия – от общемирового падения интереса к печатным СМИ до определяющей важности выстраивания отношений с властями - коснулись или еще коснутся "Алтапресса". По экспертным оценкам, типографский бизнес ИД (в части печати газет) сосредоточен преимущественно на выпуске собственных изданий, которые в свою очередь востребованы все меньше и меньше. Миновала "золотые времена" флагмана рекламного рынка СМИ и главного кормильца "Алтапресса" газета "Купи-Продай", а ведь на продажах в нее некогда кормились большинство рекламных агентств. Другие газеты холдинга изначально не рассматривались в качестве коммерческих "боевиков".

Получается замкнутый – порочный - круг: работа в непростых условиях на воспроизведение все менее перспективной бизнес-схемы истощает силы и резервы. Величина этих резервов, конечно, со стороны трудно определяема, но имеются сведения, что, по крайней мере, в некоторой своей части они близки к критическому состоянию (например, информация об отказе алтапрессовской "Роспечати" от участия в конкурсе на размещение киосков в Бийске или о несвоевременной оплате аренды и т.п.).

С другой стороны, альтернативные газетным СМИ, которые активно развивает "Алтапресс" по западным схемам, не могут приносить доход в силу специфики медиа-рынка края. Можно говорить об аудиторном успехе сайта, об определенных достижениях ретрансляции "Серебряного дождя", однако ни то, ни другое медиа не выбились в лидирующие в своем сегменте даже по аудитории. И тем более не могут претендовать на коммерческий успех.

По большому счету, помочь могло бы финансовое оздоровление – попросту отсечение нерентабельных предприятий. Вряд ли руководство ИД готово пойти на этот шаг.

Едва ли возможно установление отношений наибольшего благоприятствования и с региональными властями. Причин тут несколько. Не в последнюю очередь они касаются именно представления властей региона о сотрудничестве с медиа-группами. От них требуется безусловная, постоянно демонстрируемая лояльность – что для руководства "Алтапресса" вряд ли возможно и в силу управленческой психологии, сложившейся в иные времена и при иных условиях, и в силу ориентации на сохранение внимания аудитории (которое, безусловно, относится к стратегическим резервам ИД). Кроме того, власти сегодня и не слишком заинтересованы в близком сотрудничестве, обзаведясь собственными медиа-ресурсами. Отметим, что "Алтапресс" сохраняет лояльность в самых важных аспектах: так, на минувших выборах в Государственную Думу ИД был вынужден отказаться от размещения политической рекламы. Между тем, для "Алтапресса" это означало существенные финансовые проблемы – недополученная прибыль в чистом виде. Плюс отказ от возможности демонстрации традиционно либеральной позиции. По этому поводу руководство "Алтапресса" даже выступило с довольно невнятным обращением к читателю.

Как спасти "Алтапресс"?

Можно твердо заявить – в том виде, в каком он создавался и в каком существует сейчас, издательский дом существовать не сможет. Об этом, собственно, и шла речь в начале статьи. Ни аудиторная, ни общественно-политическая ситуация этого не позволит. Не нужен "большой" и планово-убыточный "Алтапресс" и гипотетическому новому владельцу. Нет надежды – в новых условиях, когда на такие дела смотрят очень косо – и на полномасштабную помощь западных друзей и партнеров.

Единственным шансом в плане политической поддержки для "Алтапресса" может быть полная смена управляющей регионом команды. То есть, если губернатором станет политик из другой обоймы – например, Владимир Рыжков (с ним у руководства ИД давние отношения) или кто-то из других политиков либерального толка. Однако вероятность изменений такого рода вряд ли возможно просчитать сегодня, и уж в любом случае строить расчет на спасение ИД, исходя из подобных предположений, едва ли разумно.

Возможно, процесс угасания ИД растянется на некоторое время – если его руководство решит биться до конца, опустошая резервы. Но ведь люди не станут читать больше, конкуренты-типографщики и федеральные холдинги с рынка не уйдут (даже наоборот, будут вытеснять ИД все активнее), а рекламодатели края не хлынут бурным потоком в Интернет-ресурсы "Алтапресса". Еще один вариант – если руководство предприятия все же пойдет на членение ИД, на отсекание "мертвых" бизнесов. В любом случае, это будет уже не нынешний "Алтапресс"… Тем более, что сделать это едва ли позволят амбиции руководства. О них чуть подробнее.

"Первое лицо" "Алтапресса", его основатель Юрий Пургин, давно уже является героем различных предположений экспертной среды о развитии его карьеры "после". Говорилось о возможности его эмиграции с последующим трудоустройством с помощью одного из зарубежных партнеров ИД. А в последнее время активно обсуждается возможность организации в составе АлтГУ некоего "медиа-института" с перспективой выхода на международный уровень. Для Юрия Пургина возглавить такое подразделение означало бы и удовлетворение амбиций, и долгожданный выход на федеральный и даже международный уровень (чего с "Алтапрессом" добиться не удалось). При этом вполне вероятно, он сохранит за собой владение каким-либо рентабельным предприятием из состава бывшего ИД. Рентабельность, повторимся, вполне возможна при условии "отсечения" безнадежных коммерческих аутсайдеров.

Ну а работники "Алтапресса", не имеющие таких блестящих перспектив, будут вынуждены адаптировать свои корпоративные ценности под нового работодателя. Думается, в новом "Алтапрессе" сокращение количества предприятий и штатного состава – неизбежно.


в статье использовано фото с сайта http://livejournal.com

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров