Мышление можно сравнить с накачиванием мышц в спорте, - ученые

14 апреля 2013, 19:00, ИА Амител

Как ни саркастично прозвучит, но думать, похоже, вредно: ученые из Института Глэдстона в Калифорнии обнаружили, что естественный процесс мышления приводит к повреждениям в ДНК! Чем активнее человек использует свои нейроны, проще говоря, чем упорнее думает — тем интенсивнее повреждаются цепи ДНК, пишет Телеграф новости со ссылкой на  зарубежные СМИ.

Правда, на помощь приходит процесс репарации. Так что мышление можно сравнить с накачиванием мышц в спорте: от нагрузок волокна рвутся, но после срастаются и крепнут.

Повреждения в клетках дезоксирибонуклеиновой кислоты происходят время от времени и накапливаются с возрастом — об этом факте ученые знали давно. Особо сильный вид повреждения — двуцепочечный разрыв, при котором оказываются задеты обе "спирали" ДНК-молекулы, — раньше считали характерным для болезни Альцгеймера, одной из распространенных форм старческого слабоумия (у молодых людей это расстройство встречается крайне редко). Повреждение обеих цепочек ДНК при этом недуге приводит к серьезным последствиям для организма — расстройству памяти, самосознания и мышления, вплоть до полной потери себя. И вдруг выясняется, что подобный двуцепочечный разрыв происходит тогда, когда мы… думаем!

Установить наличие двуцепочечных поверждений довольно просто — при них в мозге накапливается белок gamma-H2A.X. Его уровень свидетельствует о количестве "раненых" молекул ДНК. Каково же было изумление ученых, когда уровень gamma-H2A.X у абсолютно здоровых подопытных мышей, которым пришлось напряженно думать, оказался в шесть раз выше, чем у контрольной группы. Экспериментальную группу грызунов пересадили в новые клетки. Помещение было более просторным, чем предыдущее, с новыми запахами и новыми игрушками. Как уже было сказано выше, напряжение от освоения новой обстановки породило в мозге мышей двуцепочечные разрывы ДНК. У контрольной группы грызунов, которая оставалась в старых клетках, содержание белка gamma-H2A.X было в шесть раз ниже.

Особенно высоким его уровень, а значит, и количество повреждений ДНК, оказался в зубчатой извилине гиппокампа. Эта структура отвечает за пространственную память, которую и приходилось задействовать мышкам, помещенным в новое жилище. Получается, любые процессы запоминания и обучения понемногу разрушают наш мозг?

Похоже, что так, отвечают ученые, но добавляют, что наряду с разрушением спиралей ДНК должен идти и процесс их репарации: иначе люди с одним-двумя высшими образованиями давно были бы умственными инвалидами. Специалисты даже предположили, что в повреждениях ДНК может быть определенный смысл. Поскольку при запоминании нового материала активизируется синтез определенных белков, повреждения ДНК-цепочек и их восстановление могут влиять на активность генов. Возможно, вскоре мы узнаем, что мозг "наращивает силу" так же, как мышцы при занятиях спортом. Серьезные нагрузки вызывают микротравмы — небольшие разрывы мышечного волокна, после чего поврежденные ткани зарастают и при этом становятся толще.

Кстати, ученые уже не раз приводили сравнение мозга с мышцами. К примеру, в 2011 году группа ученых Массачусетского университета совместно с коллегами из Школы медицины Гарвардского университета обнаружила, что "накачивать" мозг можно при помощи медитации. Они обнаружили, что занятия медитацией всего в течение пары месяцев могут вызвать существенные изменения структуры мозга в областях, ответственных за запоминание, самооценку, эмпатию и реакцию на стресс. При помощи магнитно-резонансной томографии исследователи сканировали мозг людей за две недели до начала занятий медитацией и по окончании восьминедельного курса. Добровольцы были новичками, то есть практиковали медитацию впервые, и занимались каждый день примерно по полчаса.

Результаты МРТ показали увеличение массы серого вещества в гиппокампе у всей группы медитирующих. Гиппокамп (зубчатая извилина которого, как выяснилось, страдает от двуцепочечных разрывов в процессе активного мышления) отвечает за способность к запоминанию и обучению, ориентацию в пространстве и самосознание. Уменьшение серого вещества было отмечено в миндалевидных телах, симметричных областях головного мозга, расположенных в глубине височных долей. Эта подкорковая структура отвечает за формирование позитивных и негативных эмоций. Предполагается, что различные нервные расстройства (фобии, посттравматическое расстройство) связаны с неправильным функционированием миндалин. Уменьшение массы серого вещества в этой зоне у медитирующих добровольцев специалисты связали с их новообретенной способностью контролировать стресс и пониженным уровнем агрессивности. К слову, ни одно из этих изменений не было зафиксировано у контрольной группы волонтеров, которые медитацией не занимались.

Специалисты также отмечают, что способности мозга развивает любая новая деятельность, поскольку для привычных, доведенных до полуавтоматизма действий наше серое вещество использует уже "проторенные" нейронные пути, а для новых занятий мозгу приходится активировать новые нейронные цепочки. Поэтому изучение иностранных языков, освоение игры на незнакомых музыкальных инструментах и даже просто посещение мест, в которых вы никогда не бывали, является прекрасной тренировкой для серого вещества.

Новые моторные навыки, хотя и не считаются умственной деятельностью, на самом деле тоже развивают мозг. Поэтому для развития более глубокого и интенсивного мышления можно освоить новый вид спорта или ручного труда, или даже попытаться поменять ведущую руку — писать, рисовать и чистить зубы левой рукой, если вы правша, или правой, если наоборот.