Рецессия пришла в Россию

21 апреля 2014, 17:58, ИА Амител

За прошедший год власти не смогли переломить негативную ситуацию в отечественной экономике, - об этом пишет Игорь Петров на сайте КМ.Ру

Как-то буднично и банально, точнее, совсем никак не была отмечена весьма примечательная дата. Год назад тогда еще министр экономического развития РФ Андрей Белоусов высказал нехороший, но объективно оправданный прогноз: "Мы пока еще не в рецессии, но можем туда попасть. Риск такой есть".

После этого министр заторопился в помощники президента, получил искомую должность и теперь лишь время от времени радует публику своими видениями. Например, в конце марта он удивил всех своим прогнозом о возможном оттоке капитала из России в текущем году на уровне 100 миллиардов долларов. Оценки Центробанка, Минэкономразвития и Минфина были намного скромнее.

Бывшему министру трудно не поверить: он действительно очень толковый экономист. И, кажется, его прогнозы начинаются сбываться уже сейчас. В конце минувшей недели Росстат опубликовал итоги за I квартал. На фоне общего падения основных показателей оборот розничной торговли увеличился на 3,5%, а по отношению февраля 2013 года к февралю 2014 года так и вовсе на 8,5%.

Новый министр экономического развития Алексей Улюкаев, выступая по этому поводу в Госдуме, заявил, что потребительский спрос как основной драйвер экономического роста прошлого года продолжает работать. Но откуда вдруг такой взрывной рост?

В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) считают, что лишние деньги стали "жечь людям руки" и от них стараются избавиться с пользой для дела. В I квартале 2014 года домохозяйства потратили на потребление 80% всех своих доходов. Это очень много. В марте, учитывая влияние сезонных факторов, потребление непродовольственных товаров увеличилось на 1,1%. Покупки наличной валюты продолжают оставаться высокими: в феврале они были на уровне от 5 до 6 миллиардов долларов, а в марте – 6 миллиардов. При этом падение реальных располагаемых доходов населения в первом квартале нынешнего года по сравнению с прошлым составило 2,4%.

Аналитик Центра Игорь Поляков назвал такую статистику "близкой к товарному ажиотажу". То есть пока люди скупают бытовую электронику и технику, но еще немного – и начнут сметать с магазинных полок соль, сахар и спички.

Алексей Улюкаев отмечает, что за первые три месяца текущего года на 4,2% выросли реальные зарплаты, а количество официально признанных безработных снизилось до 5,4%. Глава Минэкономразвития объясняет это "возможной дозагрузкой предприятий на фоне повышения конкурентоспособности при изменении курсовых соотношений". Но Улюкаев призывает не обольщаться такими замечательными цифрами: "рост – результат повышения зарплат бюджетникам в рамках реализации майских указов президента 2012 года", а "зарплаты в частном секторе практически перестали расти", но при этом уровень безработицы снизился до уровня 5,4%. Министр объясняет такое положение дел "возможной дозагрузкой предприятий на фоне повышения конкурентоспособности при изменении курсовых соотношений".

Однако в ЦМАКП это считают последствием скрытой безработицы: на самом деле увеличивается лишь частичная занятость. Все больше людей, оставаясь в штате, уходят в неоплачиваемый отпуск. "Если серьезных подвижек в экономической политике не будет и инвестиции не развернутся, в четвертом квартале 2014 года безработица вырастет", – считает Игорь Поляков.

А поводов для разворота инвестиций пока что нет. По данным экспертов, за прошедшую неделю инвестиционные фонды вывели из России около 161 миллиона долларов. И сейчас даже самые отчаянные авантюристы не рискуют вкладываться в Россию.

Кроме того, исполнение майских указов Путина обернулось для региональных бюджетов настоящей бедой. Необходимость финансировать рост зарплат врачей и учителей привела к тому, что в марте уровень долга субъектов РФ в целом составил 31% от их собственных доходов, а у 40% российских республик, краев, областей превысил 50%.

В итоге эксперты полагают, что за последний квартал приближение рецессии, о которой еще год назад предупреждал Андрей Белоусов, стало реальностью. Глава ЦМАКП Дмитрий Белоусов считает, что увеличение Центробанком основной ставки до 7% как попытка воспрепятствовать растущему оттоку капитала и усиливающимся инфляционным ожиданиям лишает частные компании мотивов инвестировать в экономику страны даже при наличии ресурсов. Доходность по инвестициям составила всего лишь 3%. Как следствие, депозиты предприятий в банках выросли на 9%. Держать деньги в кубышке оказалось более выгодным и менее рискованным, чем вкладывать их в развитие. 

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров