Мифы о Великой Отечественной войне: Немецкие асы были на голову выше советских лётчиков

24 апреля 2015, 14:18, ИА Амител

Между лучшими военными лётчиками Союзников и стран Оси существует большой разрыв в количестве сбитых самолётов, что приводит к многочисленным спорам относительно мастерства советских боевых пилотов. Так, у лучшего немецкого пилота Эриха Хартманна было на счёту 352 сбитых самолёта, а у лучшего аса союзников Ивана Кожедуба только 64.

Столь большая разница объясняется разными причинами. Важнейшая из этих причин — это более свободная и менее проверяемая система подсчёта, которая стимулировалась немецкой пропагандистской машиной, заинтересованной в создании сверхлюдей-икон.

http://akt-vrn.ru/sayt/images/stories/aviakosmos/ludi/Letchiki/Pokrihkin/f05w61cuj2btnbrlw7ur9tlxwuos1jx1.jpgТрижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин

Английский лётчик Джеймс Джонсон вступил в Королевские ВВС добровольцем в 1939 году, а войну завершил лучшим асом RAF, одержав 38 подтверждённых побед, совершив около тысячи боевых вылетов. В своей книге "Лучший английский ас" он заинтересовался столь большой разницей в счетах побед у немцев и у союзников, проведя собственное расследование:

Количество побед, приписываемых лучшим немецким асам, очень велико. Их лучший пилот Эрих Хартманн имел 352 победы, несколько пилотов имели более 200 побед. Тем не менее, следует помнить, что быстротечные и хаотичные воздушные бои невольно подталкивают пилотов завышать результаты...

После войны, когда мы узнали о чудовищных личных счетах немецких пилотов, я заподозрил, что мы путаем баллы и победы. Но опытный немецкий пилот, с которым я обсуждал этот вопрос, настаивал на том, что речь идёт именно о победах. Нет сомнений в том, что немецкие лётчики имели гораздо больше возможностей увеличить свой личный счёт, чем мы или американцы. В начале войны против России немецкие пилоты уничтожили огромное количество русских самолётов.

На Западном фронте, особенно с 1943 года, ситуация для них складывалась исключительно неблагоприятная, и всё-таки они сумели сбить много самолётов союзников. Более того, Люфтваффе довели мобильность своих частей до высочайшей степени. Истребительные эскадрильи перебрасывались с одного фронта на другой по первому требованию.

Я обнаружил, что вполне возможно провести детальную проверку заявлений хорошо известного немца, которого называли "непревзойдённым виртуозом" (речь идёт о Хансе-Иоахиме Марселе). 1 сентября 1942 года стало его величайшим днём в Западной Пустыне, когда он заявил, что одержал 17 побед, в том числе 8 в течение 10 минут. Однако по нашим документам в тот день погибли всего 11 самолётов, в том числе 2 "Харрикейна", на которые этот немецкий пилот не претендовал. Вдобавок часть наших самолётов была сбита, когда он находился на земле.

А. В. Исаев, "Десять мифов Второй мировой":

Хотелось бы подчеркнуть красным карандашом, что все вышесказанное [зачисление сбитых самолётов на счёт лётчика без твёрдых доказательств] относится к обеим сторонам конфликта. Несмотря на теоретически более совершенную систему учета сбитых, асы люфтваффе сплошь и рядом докладывали нечто невообразимое. Возьмем в качестве примера два дня, 13 и 14 мая 1942 г., разгар битвы за Харьков. 13 мая люфтваффе заявляет о 65 сбитых советских самолетах, 42 из которых записывает на свой счет III группа 52-й истребительной эскадры. Документально подтвержденные потери советских ВВС за 13 мая составляют 20 самолетов. На следующий день пилоты III группы 52-й истребительной эскадры докладывают о сбитых за день 47 советских самолетах. Командир 9-й эскадрильи группы Герман Граф заявил о шести победах, его ведомый Альфред Гриславски записал на свой счет два "МиГ-3", лейтенант Адольф Дикфельд заявил о девяти (!) победах за этот день. Реальные потери ВВС РККА составили 14 мая втрое меньшее число, 14 самолетов (5 "Як-1", 4 "ЛаГГ-3", 3 "Ил-2", 1 "Су-2" и 1 "Р-5"). "МиГ-3" в этом списке просто отсутствуют. Не остались в долгу и "сталинские соколы". 19 мая 1942 г. двенадцать истребителей "Як-1" только что прибывшего на фронт 429-го истребительного авиаполка ввязываются в бой с крупной группой "Мессершмиттов" и после получасового воздушного сражения заявляют об уничтожении пяти "Хе-115" и одного "Me.109". Под "Хе-115" следует понимать модификацию "Bf.109F" сильно отличавшегося зализанным фюзеляжем с гладким переходом между коком винта и капотом мотора от более привычного нашим пилотам угловатого "Bf.109E". Однако данные противника подтверждают потерю только одного "Хе-115", то бишь "Bf.109F-4/R1" из 7-й эскадрильи 77-й истребительной эскадры. Пилот этого истребителя, Карл Стефаник, пропал без вести. Собственные потери 429-го полка составили четыре "Як-1", три пилота успешно приземлились на парашютах, один погиб. Все как всегда, потери противника были заявлены несколько больше своих собственных потерь. Это часто было одним из способов оправдания высоких потерь своих самолетов перед лицом командования. За неоправданные потери могли отдать под трибунал, если же эти потери оправдывались столь же высокими потерями противника, эквивалентным разменом так сказать, то репрессивных мер можно было благополучно избежать.

Как видно, немецкие лётчики неоднократно и очень существенно завышали число своих побед.

Кроме приведённых выше причин завышения личных счетов лётчиками стран Оси, есть и дополнительные объективные причины того, что ни один из асов воздушных сил союзников и близко не смог приблизиться к достижениям лучших лётчиков Оси (даже скорректированным с учётом завышений):

  • Немецкое руководство более интенсивно использовало своих пилотов, которые в итоге сделали много больше боевых вылетов, а лётные части постоянно перебрасывались между участками фронта.
  • Поощрение личных достижений приводило к погоне за счётом в ущерб боевому заданию, когда сбивались лёгкие цели, а не самые важные.
  • Для советских пилотов наиболее важным было выполнить боевую задачу, а не сбить самолёт противника. Например, если поставлена задача не допустить бомбёжки своего объекта, то наиболее рационально атаковать ведущего, после выбивания которого, как правило, рассыпалась и вся группа. Но это опасная задача, сопряжённая со смертельным риском и не ведущая к лёгкому увеличению личного счёта.
  • Основная задача истребителей — это борьба с ударными самолётами противника: бомбардировщиками и штурмовиками, а не с коллегами-истребителями, как это часто предпочитали делать немецкие асы.
  • В Советских ВВС в годы войны задача считалась выполненной, если истребители не допустили бомбовый удар по своим целям и не дали истребителям неприятеля сбить свои охраняемые ударные самолёты, а сбили ли при этом самолёт противника — не так важно.

Таким образом, данный миф является комбинированным: во-первых, число реально сбитых немецкими асами самолётов завышалось в разы. Во-вторых, число заявленных сбитых самолётов не является сколь-нибудь объективным показателем при сравнении мастерства пилотов ВВС двух стран. А. В. Исаев: "Добиться трёхзначных счетов асов можно, сознательно выбрав ведение воздушной войны при численном превосходстве противника и постоянных рокировках авиационных частей и соединений с пассивных участков фронта в пекло боёв. 

http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/09/d918174031aad05230df9f520fcb294f.jpgТрижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб

Но подход этот оружие обоюдоострое и скорее всего, приведёт к проигрышу воздушной войны". Что и случилось: страны Оси, имея асов с 3-х значными личными счетами, воздушную войну проиграли. Получилось как в анекдоте: "А воздушной поддержки не будет — лётчик заболел".

Если же сравнить с советской стороны Кожедуба и Покрышкина, а с немецкой Хартмана и Киттеля по соотношению "число боевых вылетов / сбито самолётов противника" или " число проведённых воздушных боев / число сбитых самолётов противника", то окажется, что по мастерству стороны примерно равны, а порою, советская сторона и превосходит противника.

Источник: Руксперт

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров