Первый в мире: интересные факты о реактивном пассажирском лайнере Ту-104

Конкурентоспособный пассажирский реактивный лайнер Ту-104 подтвердил технологические успехи СССР

15 сентября 2016, 11:26, ИА Амител

''
''

Первый в мире серийный пассажирский лайнер был представлен в СССР 15 сентября 1956 года. Изумление, которое вызвало появление лайнера Ту-104 – этого чуда техники, было сравнимо с эффектом запуска первого спутника. ИА "Амител" вспоминает историю этого легендарного лайнера.

Удар по Западу

Невозможно было представить, что страна, вышедшая из руин Отечественной войны, совершит такой технологический скачок, опередив западные разработки. В период с 1956 года, после приостановки из-за серии авиакатастроф полётов британского реактивного лайнера  De Havilland DH-106 Comet, до октября 1958 года, когда был введен в коммерческую эксплуатацию американский реактивный Boeing 707, Ту-104 был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.

Как раз во время технологических доработок бесперспективной "Кометы" авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев, на счету которого были десятки сконструированных самолетов, и представил Правительственной комиссии СССР свой пассажирский реактивный лайнер. Мы, как обычно, медленно запрягали, но зато и поехали не только быстро, а еще и надежно. Для находившегося в то время за железным занавесом Запада это был серьезный удар.

Пассажирский самолет из бомбардировщика

Совсем недавно американцы познакомились с нашими военными реактивными самолетами МиГ в Корее. Теперь же их вниманию предложили вполне конкурентоспособный пассажирский реактивный лайнер. Успех можно объяснить и еще одним фактом – наш реактивный самолет был создан на базе надежного стратегического бомбардировщика Ту-16.

Фото: e-teatch.ru
История Ту-104 началась в 1953 году, когда КБ Туполева, запустив в серию дальний реактивный бомбардировщик-ракетоносец Ту-16, получило задание создать реактивный пассажирский лайнер. Чтобы выиграть время, туполевцы не стали создавать совершенно новую машину, а взяли за основу только что разработанный ими бомбардировщик.

Первый полёт Ту-104 совершил 17 июня 1955 года. 5 ноября в воздух поднялся первый серийный самолёт, построенный на Харьковском авиазаводе (УССР). В 1956 году Советскому Союзу удалось поразить западный мир, когда во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в Лондон туда же прилетели три ТУ-104 (СССР-Л5400, СССР-Л5412, СССР-Л5413).


 

Первый полет

Первый регулярный рейс Ту-104 совершил по трассе Москва – Иркутск 15 сентября 1956 г. Через 7 часов 10 минут лётного времени, преодолев (с посадкой в Омске) 4570 км, самолет приземлился в Иркутске. Лайнер пилотировал экипаж под руководством Е.П. Барабаша.

По сравнению с предыдущим (поршневым) поколением самолетов, реактивная машина преодолевала расстояния почти в три раза быстрее. Ту-104, перевозивший до 100 пассажиров за один рейс и преодолевавший 800-900 км в час, стал вторым основным (после Ил-18) самолетом на магистральных линиях "Аэрофлота". В том же году реактивные первенцы стали летать на линиях Москва – Тбилиси, Москва – Ташкент, Москва – Хабаровск.

В сентябре 1957 года из аэропорта Внуково на Ту-104 был выполнен полет в Нью-Йорк, который, как отмечала тогда западная пресса, "подтвердил приоритет СССР в развитии реактивной техники".

В небе – как дома

Для Ту-104 безопасность пассажиров продумывалась не только на технологическом уровне. В интерьерах салона был реализован принцип "салон – дом", тем самым внутри самолета была создана домашняя обстановка.

В первых машинах для отделки активно использовались материалы под золото и орех, применялись элементы так называемой имперской архитектуры. Впоследствии такой же принцип будет заложен в интерьер салонов первых сверхзвуковых самолетов.

К сожалению, позже интерьер был унифицирован в соответствии с мировыми стандартами. Приблизительно так же, как шикарный ВАЗ-2103 со вставками под дерево был упрощен до пластмассово-дерматинового варианта ВАЗ-2106.

Некоторые переоборудованные модели Ту-104 использовались для тренировки космонавтов в условиях кратковременной невесомости. Последний полет этого самолета в СССР состоялся в 1986 году. За более чем 20-летний срок службы Ту-104 перевез порядка 100 000 000 пассажиров.

Впервые было опубликовано 15.09.2015

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров