Российский рынок легких коммерческих автомобилей может начать расти уже в 2014 г.

23 сентября 2013, 15:44, ИА Амител

По данным "Автостата", в январе — августе 2013 г. общие продажи LCV в России упали почти на 10% до 113 800 шт. Одна из основных причин — замедление роста экономики, комментирует исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов. Еще один фактор — введение осенью 2012 г. утилизационного сбора на автомобили (базовая ставка для грузовиков и автобусов составляет 150 000 руб. — "Ведомости"), что привело к удорожанию импорта, говорит директор по продажам и развитию "Хино моторс сэйлс" Юрий Зорин, пишут "Ведомости".

Плюс в стране закончились крупные инфраструктурные проекты — АТЭС, строительство объектов для проведения зимней Олимпиады в Сочи, напоминает директор НАПИ Татьяна Арабаджи. Эффект от новых проектов, связанных с подготовкой к чемпионату мира по футболу, рынок вряд ли ощутит раньше 2015 г., думает она.

Продажи ГАЗа, лидирующего в сегменте LCV, за восемь месяцев сократились меньше, чем весь рынок, — на 7% до 44 700 шт., по оценке "Автостата". Специфика рынка коммерческих автомобилей в странах БРИК, включая Россию, в том, что здесь наиболее популярны недорогие машины, комментирует директор дивизиона "Легкие коммерческие автомобили" группы ГАЗ Вадим Сорокин. Но сейчас происходят качественные изменения: требования клиентов растут, и локальным производителям, контролирующим большую долю рынка и выпускающим простую технику, нужно изменяться под новые запросы. Растет спрос и на западную технику, технологически насыщенную, но для стран с развивающимся рынком она по-прежнему дороговата, ее нужно упрощать, считает Сорокин.

Сильнее всего в сегменте легких коммерческих автомобилей в январе — августе 2013 г. снизились продажи Hyundai (-54%), Fiat (-22%) и Peugeot (-19%). Эти компании импортируют LCV. А вот Ford и Mercedes-Benz, локализовавшие производство LCV в России, напротив, смогли увеличить продажи на падающем рынке — на 24 и 12% соответственно. LCV Ford выпускаются в Татарстане на одном из двух заводов совместного предприятия Ford Sollers, а LCV Mercedes-Benz Sprinter — по контрактной схеме на нижегородском ГАЗе. 

Выпускать LCV в России планируют Renault, Nissan, Fiat — переговоры ведутся с московским ЗиЛом. Возможность выпуска LCV в нашей стране рассматривает и группа VW.

Развивает локальный выпуск коммерческих автомобилей и Hyundai — в партнерстве с калининградским "Автотором". Решение о выпуске на московском ЗиЛе компанией пока не принято, замечает заместитель гендиректора "Хендэ комтранс рус" Дмитрий Токарев.

Hino, крупнейший в Японии производитель грузовиков, может принять решение об организации производства в России (в том числе по выпуску малотоннажных грузовиков) после того, как продажи компании в стране достигнут 5000 шт. в год, сказал Зорин. На этот объем компания рассчитывает выйти к 2016 г. (план на 2013 г. — 2400 шт.).

Интерес иностранных автоконцернов к организации выпуска LCV в России помимо утилизационного сбора подогревает введение летом 2013 г. по решению Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в странах Таможенного союза антидемпинговых пошлин на LCV некоторых модификаций, считают Удалов и Беспалов. Пошлины касаются импортируемых из Германии, Италии и Турции LCV полной массой 2,8-3,5 т с дизельным двигателем рабочим объемом не более 3000 куб. см с кузовом фургон, предназначенных для перевозки грузов или комбинированной перевозки грузов и людей. Больше всего — с 10% примерно до 40% — ставки увеличились для производителей из Германии. По данным "Автостата", за семь месяцев импорт LCV в Россию вырос на 7% до 38 520 автомобилей, но в июле упал почти на 20% до 4470 шт. Попытка VW убедить ЕЭК отменить пошлину на ввоз своих машин не увенчалась успехом. Оспорить пошлины также планирует Daimler.

Поддержку текущим продажам LCV в России оказывает госпрограмма льготного автокредитования, которую Минпромторг запустил в июле 2013 г. Государство компенсирует часть процентной ставки кредитов, выдаваемых банками для приобретения новых легковых и легких коммерческих автомобилей, в том числе импортируемых, стоимостью до 750 000 руб. По данным министерства, на 1 сентября в рамках этой программы было продано 44 600 автомобилей, одобрено кредитов на 54 302 шт. Программа продолжится и в 2014 г.

В ближайшей перспективе российский рынок коммерческих автомобилей может получить дополнительную поддержку от властей. Минпромторг обсуждает в правительстве меры, которые будут стимулировать обновление автомобильного парка. К примеру, в российском парке LCV, насчитывающем 2,6 млн шт., более 52% машин старше 10 лет, приводит данные министерство.

Одна из предлагаемых мер — замена транспортного налога экологическим сбором, ставка которого будет дифференцированной в зависимости от экологического класса, объема двигателя и возраста коммерческих автомобилей, рассказал на прошедшей в сентябре конференции "Ведомостей" "Комавто-2013" замминистра Минпромторга Алексей Рахманов. Коэффициент может колебаться от 0,86 (для автомобилей выше "Евро-4" и моложе пяти лет) до 3,6 (ниже "Евро-4" и старше 20 лет). В дальнейшем этот опыт может быть применен и в сегменте легковых автомобилей, заметил Рахманов (по данным "Автостата", половина парка легковушек — старше 10 лет).

Еще одна возможная мера — установление предельных сроков эксплуатации коммерческих автомобилей от 7 до 15 лет в зависимости от категории, рассказал Рахманов. Под ограничение 7 лет могут подпасть, например, "Газели", уточнил он. Правда, идею предельных сроков эксплуатации не поддерживает Минтранс, так что обсуждение продолжается. По мнению автопроизводителей и экспертов, вывод устаревшей техники с рынка должен быть постепенным. Например, с привязкой к дополнительной характеристике — не только возраст, но и техническое состояние машины, говорит Арабаджи. Российские автозаводы не смогут быстро предложить рынку дополнительные автомобили, а импортеры — товар по устраивающей всех цене, поясняет она. При этом важно, чтобы обновление автопарка сопровождалось развитием системы утилизации автомобилей, отмечают Арабаджи и Сорокин.

Кроме того, власти планируют поддерживать производство и закупку техники на газовом топливе (компримированный природный газ).

Обновление парка коммерческого транспорта в итоге улучшит экологию и повысит безопасность перевозок, уверен Рахманов. "Если все те меры, о которых я сегодня сказал, и в рамках государственной программы, и в рамках дополнительных мероприятий по поддержанию сегмента в том числе коммерческих автомобилей будут реализованы, то на нашем рынке снова наступит, как это говорят в джунглях, водное перемирие", — добавил он.

По итогам 2013 г. российский рынок LCV может сократиться на 10-12%, а его восстановление начнется не ранее 2014 г., считает Удалов. Производители настроены более оптимистично. Рост начнется до конца 2013 г. и уверенно продолжится в 2014-2015 гг., уверен исполнительный директор Ford Sollers Адиль Ширинов. Зорин тоже ожидает роста продаж на рынке коммерческих автомобилей в России во втором полугодии 2013 г. — главным образом из-за эффекта отложенного спроса: покупателям нужно было привыкнуть к новым ценам. Фундаментальные причины роста, по его мнению, появятся в 2014-2015 гг. По оценке Удалова, в перспективе рынок LCV будет ежегодно расти на 2-5%.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров