Российские ученые научились определять внешность будущих детей

Предполагается, что это может стать востребованным при массовом распространении технологий искусственного оплодотворения

15 августа 2018, 15:54, ИА Амител

Фото: limon.kg

Ученые из России создали программу, которая позволяет сравнивать ДНК родителей и определять, как будут выглядеть некоторые черты их ребенка, сообщает "РИА Новости" со ссылкой на пресс-службу Genotek.

"Многие родители мечтают иметь здорового и красивого ребенка. Разработанный нами алгоритм уже сегодня позволяет предсказывать черты будущего ребенка, а со временем может стать необходимым для расчетов при планировании беременности", - пояснил генетик, генеральный директор медико-генетического центра Genotek Валерий Ильинский.

В последние годы ученые активно ищут гены, которые определяют форму различных черт лица и тела, в том числе рост, массу, склонность к полноте, физическую силу и многие другие характеристики. Нарушения в работе этих генов, как сегодня считают генетики, часто приводят к развитию серьезных болезней, в том числе нарушению развития ребенка и разным формам физического уродства.

Число этих генов, судя по последним открытиям, может приближаться к нескольким сотням или даже тысячам. К примеру, недавно ученые обнаружили, что сразу четыре гена управляют формой носа, а заостренность подбородка зависит от одного гена. То, в какой мере эти гены влияют друг на друга и как на них влияют другие участки ДНК, ученые пока не знают. Это усложняет оценку того, в какой степени устройство и размеры разных областей лица  зависят от генов и от других факторов.

Научные сотрудники Genotek смогли решить эту проблему, используя системы искусственного интеллекта, проанализировавшие тот набор данных, который российский стартап накопил за годы своей работы с ДНК пациентов из России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Используя закономерности, открытые подобным образом, российские ученые создали алгоритм, учитывающий влияние 30 различных генов на облик человека. Как показали последующие тесты, он достаточно хорошо прогнозирует цвет глаз, волос и кожи будущего ребенка.

Программа была опубликована учеными в открытом доступе на площадке GitHub. Любой пользователь Сети может скачать ее и проверить ее работу, используя свои собственные виртуальные копии геномов.

Как подчеркивают ученые, они не призывают использовать этот алгоритм для того, чтобы создавать "детей по заказу" или вмешиваться в естественный процесс формирования зародыша. Подобные вещи сегодня напрямую запрещены законами России, Великобритании, Китая, Канады и многих других стран, и большинство их жителей относится к подобным вещам отрицательно.

С другой стороны, если мнение общественности изменится, то алгоритм Genotek можно будет использовать для подобных целей в тех случаях, если отбор эмбрионов производится по медицинским показателям, к примеру, при высоком риске развития смертельно опасных болезней, связанных с "опечатками" в генах.