Как работает авиадиспетчер?

Движение одного самолета контролируют сразу несколько диспетчеров: поднимает в воздух один, садит другой

20 октября 2016, 16:33, ИА Амител

''
''

Фото: malina-bar.by

20 октября отмечается Международный день авиадиспетчера. Это люди, от которых, как и от пилотов, зависит жизнь всего самолета. В истории авиации было немало аварий, произошедших по вине диспетчеров. Рассказываем, как они работают.

1
Что делает авиадиспетчер?
Специалисты этой службы занимаются управлением траекторией движения самолета по территории аэродрома, траекторией взлета и посадки, движения самолета в небе. Они контролируют действия экипажа по соблюдению маршрута, высоты. Могут менять направление движения, скорость и высоту полета. Также они контролируют движение наземного транспорта на летном поле.

Главная задача — обеспечить регулярное, безопасное, упорядоченное движение самолетов. Авиадиспетчер должен обладать знаниями международных правил авиации, летно-технических характеристик воздушных судов, авиационной метеорологии, английского языка, навыками работы в сфере воздушной навигации.

На рабочем месте авиадиспетчера есть компьютер, мониторы отображения воздушной обстановки, метеорологической обстановки, сигнальные табло, средства связи, радиотехнические средства навигации и радиосвязи с экипажами ВС, телефоны.

Все действия авиадиспетчера строго регламентированы.
2
Кто координирует их работу?
В России существует федеральное предприятие "Госкорпорация по организации воздушного движения". Оно обслуживает более 1,4 млн полетов в год. Одновременно под управлением находится более тысячи воздушных судов.

В структуре есть Главный центр, который обрабатывает планы полетов, контролирует процесс планирования международных и внутренних полетов в воздушном пространстве и на аэродромах РФ, обеспечивает разрешительный порядок использования воздушного пространства РФ.

Ниже семь Зональных центров, которые выполняют те же функции, но в пределах своей зоны ответственности.

Далее с теми же функциями, но в пределах своих территорий, идут Районные центры (их 29, в том числе 14 с правом планирования, координирования и выдачи разрешений на ИВП).

В этой системе у каждой группы диспетчеров свои роли:

Диспетчеры обслуживания вылета контролируют полеты в районе своего аэродрома в процессе их планирования и выполнения.
Диспетчеры руления контролируют самолет с момента заведения двигателя до предварительного старта и с момента заруливания на рулежные дорожки после посадки.
Диспетчеры старта работают с момента предварительного старта, разрешают взлет.
Диспетчеры посадки разрешают посадку.
Диспетчеры круга контролируют движение самолета в зоне взлёта и посадки от 200 метров  до эшелона 50 (1500 метров) и в радиусе 50 километров от аэродрома.
Диспетчеры подхода работают, когда самолет на высоте 1800-5700 м и в зоне радиуса от 50 км до 90-200 км от аэродрома.
Диспетчеры контроля отвечают за движение судна на высоте от 3350 и выше и в пределах установленных границ в горизонтальной плоскости.
3
Как стать авиадиспетчером?
Этой профессии обучают в нескольких вузах и ссузах страны: Московском государственном техническом университете гражданской авиации, Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации и других. Дополнительным образованием занимается "Корпоративный центр подготовки персонала – Институт аэронавигации".
4
Должны ли диспетчеры подтверждать свою квалификацию?
Да, обязательно. Диспетчер управления воздушным движением (УВД) третьего класса должен подтверждать квалификацию раз в год, второго класса — раз в два года, первого класса — раз в три года.

Кроме того, диспетчеры УВД, старшие диспетчеры и диспетчеры-инструкторы должны раз в три года проходить курсы повышения квалификации по специальности.

Каждые два года все авиадиспетчеры проходят врачебно-летную экспертную комиссию.

Комментарии 0

Лента новостей

Новости партнеров