Барнаульская горэлектросеть
ХРАНИТЕЛИ СВЕТА
Современный мир сегодня устроен так, что мы ни одного дня не можем представить без электричества. Однако о существовании энергетиков задумываются, только если в домах внезапно гаснут лампочки, перестают работать холодильники, микроволновки и прочая техника, а на перекрестках отказываются мигать светофоры. А ведь эти отважные люди ежедневно выполняют опасную для жизни работу, чтобы Барнаул не погрузился в темноту.
Гарантирующим поставщиком электроэнергии в столице Алтайского края является Барнаульская горэлектросеть. На практике это значит, что каждому абоненту Горэлектросети гарантировано качественное, надежное и бесперебойное снабжение электроэнергией. Данную функцию БГЭС обеспечивает в тандеме с Барнаульской сетевой компанией. Именно БСК строит и ремонтирует электрические сети, устраняет аварии и выезжает на заявки потребителей.
Чтобы разобраться в тонкостях управления городским электрохозяйством, мы отправились в ООО "БСК". Офис компании расположен в самом центре города. Под ее обслуживанием находится две тысячи подстанций, десятки тысяч километров кабельных линий. Жизнедеятельность энергосистемы города обеспечивают более 500 человек. Но в случае чрезвычайных ситуаций первой удар на себя принимает оперативно-диспетчерская служба (ОДС).

Всегда под напряжением

Всю стену диспетчерского пункта БСК занимает огромная схема энергосистемы Барнаула. Здесь вся краевая столица как на ладони – каждая улочка, каждая проходящая по ней электролиния. Схему можно сравнить с живым организмом. От работы каждой частицы этого организма зависит самочувствие нашего города в целом.
Растет Барнаул, вместе с ним расширяется и карта энергосистемы. Сегодня каждую минуту перед глазами диспетчеров находятся 57,5 квадратов высоковольтных сетей и сетей среднего напряжения.
Кабинет уже приходилось расширять дважды. Как было раньше, можно отмерять окнами. Сначала в нашем диспетчерском пункте было четыре окна. Потом построились новые районы, и пришлось ломать перегородку с соседним кабинетом – так появилось пятое окно и дополнительные квадратные метры. Теперь в наших "апартаментах" уже шесть окон. Город сейчас активно застраивается в сторону аэропорта, но нам расширяться уже просто некуда. Скоро, наверное, специально для нашей схемы придется строить новое здание, –
начальник оперативно-диспетчерской службы ООО "Барнаульская сетевая компания" Иван Чесноков
Иван Иванович в компании работает уже более 20 лет. Начал свой трудовой путь в Барнаульской горэлектросети почти сразу после окончания Алтайского политехнического института с должности электромонтера до руководителя оперативно-диспетчерской службы.
На самом деле от схемы в диспетчерской БСК во многом зависит оперативность работы аварийно-диспетчерской службы и безопасность города при проведении ремонтных работ. На мнемосхеме отображено все электрооборудование 6, 10, 35 и 110 киловольт, которое находится на балансе предприятия, все сети, подстанции, которые оно обслуживает.
Зелеными линиями выделены 6 тысяч вольт, красными – 10 тысяч вольт, желтым цветом представлены воздушные линии. На этой же схеме множество значков, каждый из которых несет в себе информацию и позволяет оценить ситуацию, определить, как устранить неполадку и по какому резервному пути можно запитать потребителей, которые остались без света.

Такие разные сети

Линии напряжением 6 и 35 киловольт можно назвать отголоском советского времени. Они уже мало где используются и постепенно вовсе сойдут на нет, когда произойдет их полная замена. По высоковольтным линиям напряжением 110 киловольт электричество перебрасывают из города в город.
Внутри краевой столицы электроэнергия течет по линиям в 10 киловольт. По ним "свет" поступает до трансформаторных подстанций и уже в квартиры потребителей заходит по сетям низкого напряжения по 0,4 киловольт. Кстати, такие электрические сети на стене диспетчерской не представлены. Они есть только в электронном варианте. Дело в том, что в Барнауле их настолько много, что они не уместятся, пожалуй, и в десятке зданий.

В ответе за чужие жизни

Малейшие сбои в сети или аварийные ситуации сразу же отражаются на экранах компьютеров диспетчеров, одновременно подается звуковой сигнал.
В начале смены я должен выяснить, какие изменения произошли за время моего отсутствия, какое оборудование было отключено, за каким требуется особое наблюдение, где есть повреждения. С утра ежедневно звонят наши подразделения – сетевые районы и служба подстанций, регистрируют наряды, распоряжения и работы, которые будут проводиться, -
диспетчер Владислав Бриц
Всю полученную информацию диспетчер ОДС вносит в компьютер, в электронную схему, делает необходимые переключения. Затем значками дублирует эти же мероприятия на мнемосхеме, чтобы в режиме онлайн можно было отслеживать ситуацию. "Нужно строго контролировать этот процесс, чтобы не произошло дублирования работ по подстанциям, чтобы никто не попал под напряжение", - объясняет Владислав Бриц.
Горожане звонят в диспетчерскую по совершенно разным вопросам, которые порой даже близко не относятся к энергетике. Например, требуют немедленно возобновить подачу воды. Всего за день диспетчеры принимают порядка 200 звонков, и только треть из них адресованы действительно к БСК.
Владислав объясняет: если обращение гражданина не в их компетенции, они перенаправляют потребителя в единую диспетчерскую службу. Свои заявки энергетики незамедлительно принимают в работу, выезжают на место аварии и ликвидируют неисправность.

Элитное подразделение

Главная задача диспетчерской службы – это бесперебойное снабжение потребителей качественной электроэнергией. В любой ситуации диспетчер должен сохранить самообладание. В случае аварии ему необходимо быстро сориентироваться, правильно направить бригады в нужные точки. Также именно он должен понять, где искать повреждение и откуда подключить потребителей.
Ежедневно на 12-часовую смену заступают два диспетчера. Один из них отвечает за сети среднего и высокого напряжения, второй следит за сетями низкого напряжения. В случае аварии один диспетчер занимается устранением проблемы, второй справляется со шквалом звонков. В каждом случае абонентов выслушивают и объясняют, что в скором времени барабан стиральной машинки снова закрутится, а холодильник загудит в привычном режиме, и даже ягода не успеет растаять.
Об этом не принято говорить, но все же ОДС является элитным подразделением. Сесть за пульт диспетчера могут только те люди, которые имеют хорошую профессиональную подготовку. Прежде чем им доверят всю энергосистему города, они обязаны еще год пройти практику электромонтера оперативно-выездной бригады, сотни инструктажей и практических занятий, независимо от того, какой опыт они уже имеют за своими плечами.
В нашей работе главное – ответственность, особенно в зимний период. Начинается работа в ритме "быстрей-быстрей-быстрей", но самое главное, чтобы в этом ритме ничего не случилось с подчиненным персоналом. Именно диспетчер дает указания электромонтерам, что нужно сделать, он несет ответственность за их жизни. Дав указания, я должен знать, что коллега на другом конце провода понимает, что от него хотят, и сделает все правильно, –
второй диспетчер Александр Татьянченко

В ритме большого города

Круглосуточно в ОДС дежурство несут пять оперативно-ремонтных бригад, которые ежеминутно готовы выехать в любую точку города и выполнить сложную и опасную работу по устранению неполадок в сетях. Зачастую их сравнивают со скорой медицинской помощью, которая также спешит на вызов к тем, кто в ней нуждается.
Отправляемся с одной из бригад ОДС на очередной выезд. За рулем водитель с 15-летним стажем Владимир Моисеев. Пока добираемся до места назначения, узнаем, что по вопросам энергоснабжения потребители делятся на три условные группы. К первой относятся медицинские учреждения – реанимации, операционные, насосные станции водоканала, котельные в отопительный период, средства пожаротушения и дымоудаления в высотках. Такие объекты в случае ЧП должны быть мгновенно подключены автоматикой к резервному электроснабжению, так как ставки могут быть слишком высоки, порой ценою в жизнь.
Неисправности систем и оборудования, благодаря которым электричество поступает в многоэтажки, устраняют максимально быстро – от 30 минут до 3 часов.
На ремонт в частном секторе даются сутки, но и тут специалисты ООО "БСК" стараются в максимально короткие сроки разрешить проблему.
Реалии современного города таковы, что зачастую добраться до места за 60 минут просто невозможно. Например, маршрут от площади Октября до Солнечной Поляны в час пик. Чтобы решить эту проблему, теперь две бригады до пробок перебрасывают в Индустриальный район и дежурят там. Если что-то произойдет, они рядом, –
начальник ОДС Иван Чесноков
Каждому из дежурных автомобилей присвоены позывные. Позывной нашего экипажа – "Радуга-8". В офисе базируется "Радуга" без числительных.
Чаще всего электрические сети страдают из-за автомобилистов, которые врезаются в электроопоры, и крупногабаритной спецтехники, которая цепляет и рвет провода. Нередко аварии происходят во время строительных работ, а также экстренных либо плановых ремонтов водоканала и тепловиков. В любом случае нанесенный ущерб должен быть возмещен, а виновники обязаны оплатить проведение ремонтных работ по восстановлению прерванного энергоснабжения.

Под защитой

Мы на месте. Электромонтеру Александру Галкину необходимо проверить напряжение на трансформаторной подстанции. На объектах специалисты могут работать только в специальной одежде. Каждый электромонтер обеспечен комплектом огнестойкой одежды. Она выдерживает высокие температуры и не загорается. Под специальными перчатками на руках еще одни – хлопчатобумажные. На ногах тоже спецобувь, лицо и глаза от ожога спасает специальная маска с защитным экраном.
Многие считают, что для того, чтобы попасть под поражение током, нужно взяться за оголенный провод, но это не так. В аварийных ситуациях при работе с оборудованием может образоваться электрическая дуга. Например, такое бывает при обрыве провода, который падает на землю. Напряжение распространяется в радиусе нескольких метров, и тогда достаточно сделать шаг… За техникой безопасности в БСК следят очень строго. И за здоровьем персонала тоже. Перед каждой сменой и по ее завершении все специалисты обязательно проходят
медицинский осмотp, –
Александр Галкин
Александр Галкин – настоящий мастер своего дела. Он не только безупречно выполняет свою работу, но и неоднократно становился победителем различных конкурсов среди электромонтеров. Требования в этих состязаниях очень жесткие. В 2011 году Галкина признали лучшим электромонтером в краевом конкурсе профмастерства "Рабочий Алтая". В свободное от работы время Александр увлекается охотой. К сожалению, в этом году открытие пришлось пропустить, так как дежурства выпали именно на эти числа. В своем плотном графике находит Александр время и на другие увлечения. Вот уже несколько лет под его чутким руководством в Барнауле функционирует детский картинг-клуб.
На электромонтерах оперативно-выездных бригад тоже лежит большая ответственность. Они должны обладать обширными знаниями электрооборудования, понимать саму физику процессов в сетях. Это обычным ремонтникам достаточно ориентироваться в специфике своей области, в зоне ответственности конкретного участка. Электромонтер оперативно-выездной бригады должен знать все сети. А потому он обязан разбираться в устройстве электрооборудования кабельных и воздушных линий, трансформаторных подстанций.

Строгая техника безопасности

Каждая смена, рассказывает электромонтер, начинается с инструктажа и разбора разных опасных ситуаций. В компании регулярно проходят дни охраны труда, техническая учеба, повторные инструктажи, противоаварийные тренировки. Любое действие сотрудника во время его смены должно быть доведено до автоматизма.
Ремонтная бригада не может просто попасть в помещения подстанции. Сначала "Радуга-8" запрашивает у "Радуги" разрешение, чтобы приступить к работе. О каждом шаге, который следует проделать электромонтеру оперативно-выездной бригады, его инструктирует диспетчер по рации. Электромонтер, в свою очередь, каждую команду должен повторить. Это даст уверенность диспетчеру в том, что на другом конце его услышали правильно. Причем все задания даются дробно, пошагово, проговариваются от А до Я, чтобы не допустить смертельной ошибки. Все работы осуществляются строго по наряду и по распоряжению. Электроэнергии не видно, она не имеет запаха, поэтому расслабляться нельзя.
На подстанции, где произошло нарушение в работе оборудования, с помощью указателя высокого напряжения Александр проверяет, присутствует ли оно на токоведущих частях. Если никаких повреждений нет, бригада включает его вновь. Если проблема имеется, электромонтер отключает поврежденный участок сети, переводит нагрузку на резервную линию, а диспетчер заносит в систему заявку на ремонт. Его выполнят уже другие специалисты.

Ежедневный труд

По дороге на базу Иван Иванович рассказывает интересные факты. Оказывается, максимальные нагрузки в электросетях в зимний период составляют 300 мегаватт. При этом резервирование и мощности предприятия рассчитаны на все 1000 мегаватт. Это говорит о том, что БСК могла бы обеспечить электричеством как минимум еще два города, равных Барнаулу.
Вспоминает собеседник и курьезы, которые случались за 20 лет работы. Однажды, например, пришлось снимать кошку с электроопоры. А в другой раз выкопали "сладкий клад".
Несколько лет назад копали траншею под кабельную линию в районе пересечения улицы Малахова и Павловского тракта. Тут сейчас стоят высотки, а раньше был частный сектор. И, представляете, вырыли экскаватором бочку, полную шоколада. Видимо, кто-то с кондитерки приберег себе, да потом так и забыл. Всю неделю специалисты ОДС лакомились шоколадом минимум с 10-летней выдержкой. Кстати, шоколад был отличный, –
Иван Чесноков
Помимо выполнения заявок защитных отключений, не менее значимой для работы ОДС остается подготовка рабочего места для вывода в ремонт оборудования. На балансе компании более 1000 подстанций, сотни километров кабельных и воздушных линий электропередачи. Все это хозяйство для бесперебойного энергоснабжения города нужно регулярно ремонтировать.
За последние несколько лет Барнаульская сетевая компания заменила много оборудования на наших подстанциях, и сейчас это дает нам возможность производить переключения без ограничения режима энергоснабжения у потребителей. Но есть еще такие сети, где людей мы вынуждены на время проведения ремонтных работ обесточивать. Чтобы не доставлять горожанам неудобств, плановые ремонты мы производим ночью , –
начальник ОДС
Для организации таких работ потребителей необходимо "перебрасывать" на другие сети. Для этого нужно верно рассчитать нагрузку, чтобы не вызвать перенапряжения кабельных линий. То есть переключить абонентов на те линии, где нагрузка позволяет это сделать. В этом и заключается работа инженера по режиму, который также входит в штат ОДС.
Информированием потребителей о планируемых отключениях энергоснабжения занимается такой специалист, как оператор. Эту же информацию он дублирует и на сайте компании.

И снова выезд

В ОДС поступает новый звонок. На этот раз пропало напряжение в жилом доме. Пересаживаемся на автовышку другой оперативно-ремонтной бригады. Без спецтехники тут не справиться, поясняет электромонтер Виталий Анохин.
Всего в ОДС входит порядка 50 человек оперативного персонала. Выездные бригады передвигаются по городу на "Соболях" и автовышках. По пути Виталий рассказывает, что почти вся техника на предприятии новая. Это положительно влияет на оперативность устранения аварий.
Есть в БСК и необходимый запас материалов. За его пополнением строго следит служба снабжения и оперативно восполняет резерв всего необходимого. Сбоев быть не должно, отмечают члены бригады, ведь это сравнимо с тем, что в больнице закончится лекарство.
"Двенадцать лет я работаю электромонтером… Двенадцать! Когда я только начинал работать, опытные мастера говорили: "Виталя, перестанешь бояться напряжения – сразу увольняйся…" Может, благодаря их совету меня ни разу не било током на производстве. Сейчас же у многих в квартире полный набор электрических приборов, разве что электрического стула нет. Мы как раз те самые люди, которые, рискуя жизнью, лезем на столбы, чтобы все это работало. Если нарушишь инструкцию, можешь домой не вернуться… Инструкция пишется не людьми, она пишется их жизнями".
СПРАВКА: ООО "Барнаульская сетевая компания" – территориальная сетевая компания, занимающаяся обслуживанием электрических сетей города Барнаула. Компания выделилась из состава АО "Барнаульская горэлектросеть" в 2006 году. На сегодняшний день между Сетевой компанией и Барнаульской горэлектросетью заключен договор на оказание услуг по передаче электроэнергии потребителям города Барнаула. Количество абонентов, обслуживаемых БГЭС, составляет 218,195 тысячи. На балансе ООО "Барнаульская сетевая компания" находится 2819 км электрических сетей, 1018 трансформаторных и 5 понизительных подстанций.


АО "Барнаульская горэлектросеть"
ул. Ползунова, 50,
тел.: +7 (3852) 50-12-50,
ул. Энтузиастов, 34А,
тел.: +7 (3852) 50-20-50.
Сайт компании
Amic.ru
Фото: Вячеслав Мельников
Текст: Ирина Киселева
Дизайн: Мария Трубина

В проекте использованы фотографии Павла Филатова и Антона Милешкина
Made on
Tilda