"Мам, положи 500 рублей на номер": все чаще орудием мошенничества становится телефон

"Мам, положи 500 рублей на номер (…) у меня серьезные проблемы, позже объясню". Вот такую эсэмэску получила я на досуге. Интересно, какие проблемы могли возникнуть у моего сыночка или дочурки, которых и в помине не было?! Конечно, на старый трюк я не купилась, но вот ведь в чем парадокс: сначала задумалась о "серьезных проблемах", а уже потом об их отправителе. А ведь как раньше удивлялась доверчивости отдельных граждан…", - об этом пишет в последнем номере газеты "Бийский рабочий " Натялья Каршева.

 

Предупредили, но не вооружили


Что уж говорить о разбуженных среди ночи пенсионерах, у которых любители легкой наживы стремятся отобрать последнее? В конце декабря только за одну ночь от действий мошенников пострадали два бийских пенсионера, сообщает пресс-центр УВД. Одному из них позвонили в 3 часа ночи и сообщили, что его горячо любимый внук попал в неприятную историю. Чтобы уладить конфликт, требуется 47 тысяч рублей. В назначенный час прибыл курьер, по настоянию пенсионера оставил расписку, которая ничего не значит, и растворился в пространстве с весьма внушительной суммой.

Этой же ночью аналогичный телефонный звонок прозвучал в соседнем доме. 85-летняя пенсионерка также поверила мошенникам и добровольно отдала все свои сбережения. Ущерб составил 30 тысяч.

Оба пострадавших "прозрели" лишь с наступлением рассвета и обратились в милицию. По их описанию злоумышленника можно предположить, что действовал один и тот же молодой человек. Вкус легких денег ему уже знаком, поэтому он будет искать новые жертвы.

А ведь правоохранительные органы Бийска неоднократно призывали граждан быть бдительными и не верить мошенникам. Информация об уловках преступников публиковалась во всех местных СМИ. Листовки-предупреждения расклеивались на подъездах многоквартирных домов. Участковые уполномоченные в индивидуальном порядке предупреждали граждан. Но, как говорится, воз и ныне там.

Волна за волной


Первая волна беспокойных телефонных звонков прокатила еще летом. "БР" об этом уже писал. Напомним: в течение пары дней около десяти человек позвонили в редакцию с просьбой предупредить горожан о мошенниках.
Истории у всех одинаковые. Петр Васильевич Зотов поведал журналистам: "Рано утром, часов в шесть, в квартире раздался телефонный звонок. Жена сняла трубку и ей кто-то представился нашим внуком Владимиром. Молодой человек тревожным голосом сообщил, что находится в отделении милиции и ему нужны деньги, чтобы "договориться" со следователем. Жена заподозрила неладное (все-таки по телевизору часто про такие случаи говорят, да и внук у нас в Петербурге учится) и попросила якобы внука назвать фамилию, в ответ на что молодой человек нагрубил и бросил трубку. Буквально на следующий день я узнал, что с такой же историей позвонили нашему другу, но там тоже не повелись на уловку. Мы хотим предупредить всех бийчан - будьте осторожны, не попадитесь мошенникам!".

Старые уловки


Заведено уже несколько уголовных дел по факту мошенничества, сообщает руководитель пресс-службы УВД Бийска Елена Гончарова. Однако лучшая защита от мошенников - скептическое отношение к таким звонкам. Не спешите спрашивать, куда отнести деньги. Для начала позвоните в отделение милиции, в дежурную часть. Если действительно ваши родственники там, вы сможете все узнать. И потом, если милиционер вымогает у вас деньги, то это уже должностное преступление, и тогда стоит написать заявление.

Но в большинстве случаев все уверения на том конце провода о родственниках, якобы оказавшихся то в авариях, то за решеткой - просто блеф. Мошенники даже не утруждают себя тем, чтобы придумывать новые сценарии аферы. Они используют уже обкатанные способы. Схема телефонного обмана отработана не в одном регионе, и вот дошла до Бийска. Другое дело, что бийчане к столь изощренным "шуткам" еще не привыкли. Этим и опасны мошенники: трудно угадать, в какой момент они активизируются.

"И еще - гражданам надо понять, что благополучный исход такой неприятной ситуации зависит от того, насколько хорошо вы запомнили приметы мошенника", - объясняет Елена Владимировна. - Проблема в том, что такие незваные гости зачастую появляются в квартирах горожан поздним вечером или ночью. Курьер специально выбирает время, когда люди либо устали, либо спросонья. В таком состоянии трудно сосредоточиться, человек теряется и, как следствие, не может вспомнить лицо мошенника".

Не доверяй - проверяй!


Но не только абонентам стационарных телефонов приходится постоянно быть начеку. Куда как больше подвержены атаке назойливых СМС владельцы мобильников. Чего только не предлагают нам: и ноутбуки, и автомобили, и отдых на Средиземноморье! А главное - все по бросовой цене. Недавно пришло сообщение: "Тебе нужен был телефон такси в Барнауле? Записывай". Номер такой-то. Грешным делом подумала: кто-то ошибся, а потом выяснила, что подобное послание получили немало знакомых. Вот он - креатив рекламы.
По неофициальным данным жертвами мобильного мошенничества стали уже более 10 миллионов россиян. По данным опроса одного из крупнейших в России и СНГ операторов мобильной связи, около 78% абонентов российских сотовых операторов знают о проблеме мобильного мошенничества, а 15% респондентов отметили, что их родственники и друзья пострадали от подобных действий.

Больше всего в таких случаях удивляет осведомленность мошенников.Сотруднице рекламного отдела "Бийского рабочего" Екатерине Соколовой, регулярно участвующей в акциях, проводимых маркой ее телефона, и получающей ценные подарки, пришло сообщение об очередном подарке. "Мне предложили позвонить со своего сотового по такому-то номеру, чтобы узнать, как получить приз, - рассказывает Екатерина. - Я решила не рисковать и позвонила с городского номера. Меня попросили сообщить свои паспортные данные, потом перезвонить на указанный номер с мобильного. Я сразу поняла, что это мошенничество, поскольку в официальных акциях участвую давно и знаю, что они проводятся несколько по-иному. Тем более что моя сим-карта оформлена на другого человека, а в СМС-сообщении обращались ко мне. Как такое возможно? А ведь если бы позвонила с сотового, денег на счету заметно бы поубавилось".

Еще одному читателю позвонили с засекреченного номера и сказали, что его оператор производит перерегистрацию всех номеров, и для того, чтобы деньги со счета не пропали, надо набрать определенный номер. У оператора есть услуга перевода денег со своего счета на другой. Когда наш читатель понял, что цифры, которые ему диктуют, не совпадают с кодом перевода, повесил трубку и перезвонил в абонентскую службу. Оказалось, что никакой перерегистрации не проводится. Оператор пообещала разобраться.

P.S. Буквально перед сдачей материала мне позвонил неизвестный и сказал, что по ошибке перевел деньги на мой номер. "Совершенно случайно, понимаете, - объяснял голос, внушающий доверие. - ПомоЖите, пожалуйста. Я вам номер назову, а вы переведете триста рублей. Хорошо?". Нехорошо, но поможать не буду. Поверила бы, будь ваш номер хоть капельку похож на мой. А так - прощайте. Кстати, деньги на мой счет так и не пришли…

Читайте полную версию на сайте