Как заставить страховую компанию заплатить ущерб после ДТП
На Алтае участились случаи, когда добиваться выплат от страховщиков приходится всеми возможными способами, - подробности выясняла корреспондент газеты "Комсомольская правда" Ольга Ведерникова.
В конце 2009 года Павел попал в ДТП - в его автомобиль врезалась иномарка. Эксперты оценили ущерб в 25 тысяч рублей, выдали соответствующую бумагу. Все собранные документы Павел предоставил в страховую компанию виновника ДТП. По закону страховщик должен был оплатить ущерб в течение 30 дней. Однако месяц прошел, а денег так и не было…
- Я им позвонил, поинтересовался, какую сумму они мне вообще насчитали, и был шокирован. Вместо 25 тысяч рублей страховщики предложили мне всего лишь 11 тысяч! - рассказывает Павел.
На все возражения: "Как же так?" - девушка на том конце провода сказала, что ничем помочь не может, и посоветовала обратиться в отдел по урегулированию убытков страховой компании, даже дала номер. Однако дозвониться туда было просто невозможно - такое впечатление, что телефон был "липовый". Тогда Павел решил лично нанести визит в этот отдел - на кону стояли 14 тысяч рублей…
- Отдел работает два раза в неделю, находится в торговом центре. Сам центр открывается только с 10.00. Поэтому, придя в 9.00, мне пришлось пробираться через служебный вход, - рассказывает Павел. - Но ладно это я такой пробивной, а если человек постесняется…
С горем пополам Павлу все-таки пересчитали ущерб: страховая компания обязалась выплатить все 25 тысяч, так как была проведена независимая экспертиза. Вскоре мужчине позвонили представители компании и пояснили, что не могли перевести деньги на счет, так как якобы две последние цифры его расчетного счета пропечатаны непонятно. Конечно, это больше смахивает на какую-то нелепую отмазку, но Павел продиктовал им точные цифры. На днях ему, наконец, перевели деньги.
- Однако мне еще не возместили расходы за телеграмму, которую я отправлял виновнику аварии, - а это 360 рублей и сумму за услугу проведения экспертизы - еще 1500 рублей, - говорит Павел. - Вообще, я пока не попал в аварию, думал, что все подобные вопросы решаются легко и просто, а оказалось такое болото… И что ведь самое страшное - мы совершенно не знаем своих прав.
Кстати, решив четко добиться своей цели, Павел использовал все возможные методы - писал письма в Российский союз страховщиков, в головной офис своей страховой компании и нанял юриста, так как изначально даже не знал, с какой стороны подойти к проблеме. Разобравшись во всем, теперь даже намерен требовать со страховой компании неустойку.
Вообще, как показывает практика, добросовестных страховщиков на рынке можно пересчитать по пальцам. Страховые компании если и не задерживают возмещение ущерба, то очень часто снижают сумму выплат. А бывает и такое, что отказываются признать ДТП страховым случаем. Так что же делать и как поступать в таких случаях? Об этом нам рассказал юрист по страховым спорам Юрий ШАТАЛОВ.
Итак, допустим, что вы попали в ДТП и виновником является его второй участник.
- Будем исходить из того, что в ДТП пострадало только ваше имущество и, чтобы получить страховое возмещение, нужно собрать весь пакет документов, определенный пп.44,61 Правил ОСАГО, и предоставить его страховой компании. Обязательно попросите выдать вам копию вашего заявления! Если даже вам отказывают, то нужно настоять на этом! Обратите внимание - на заявлении должен стоять штамп организации, указана дата подачи документов и подпись специалиста, который их принял. В заявлении лучше всего обозначить весь перечень документов, которые были переданы вами специалисту страховой компании. После того как вы подали весь пакет документов, в течение 30 дней страховщики по закону вам должны выплатить деньги.
Что делать, если задерживают выплаты?
- Для начала напишите в страховую компанию досудебную претензию с требованием выдать акт о страховом случае с приложением заключения независимой экспертизы, - рассказывает Юрий Шаталов. - Можно принести претензию лично страховщику - пусть примут ее с входящим номером, печатью, у вас на руках должна остаться подписанная копия претензии. Если же страховщики отказались брать претензию, то нужно отправить ее по почте заказным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении. В претензии надо указать срок, в течение которого компания должна предоставить вам акт о страховом случае - 3 суток с момента получения такого требования страховщиком.
Копию претензии потерпевший может отослать в Федеральную службу страхового надзора по Сибирскому федеральному округу - эта организация может принять меры, определенные в рамках полномочий, данных законом (вплоть до приостановления или лишения лицензии в области страхового дела ОСАГО).
Если это никак не воздействовало на должника, то… прямая вам дорога в суд. Кстати, к заявлению можно приложить расчет за неустойку. Ее размер рассчитывается так: сумму страхового возмещения по виду страхового случая умножаем на 1/75 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, а затем умножаем на количество дней просрочки выплаты.
Как ускорить процедуру выплаты ущерба после решения суда
Если суд вынес решение в вашу пользу, через 10 дней после составления мотивированного решения суда истцу выдается исполнительный лист на взыскание средств. Но даже в этом случае страховщики нередко упрямятся и не выплачивают, тогда есть два пути решения этой проблемы.
- Чтобы взыскать со страховой компании деньги, можете подать исполнительный документ (решение суда) в банк, где у страховщика открыт расчетный счет. По закону банк обязан в течение трех дней перечислить вам деньги с расчетного счета должника. Если банк этого не делает, то это является прямым нарушением Федерального закона "Об исполнительном производстве". В таком случае банку придется заплатить штраф в размере 50% от суммы долга страховщика, согласно ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ, - поясняет юрист Юрий Шаталов. - Но в данном способе вернуть деньги есть один подводный камень... На расчетном счете страховой компании может просто не оказаться денег.
В таком случае надо обращаться к судебным приставам. Дело это затяжное, но хотя бы так вы сможете получить деньги. Если вы не знаете, в каком банке у страховой компании открыт расчетный счет, то нужно обратиться в налоговую инспекцию с запросом о предоставлении этих данных.
- Часто налоговая отказывает предоставить подобные данные, ссылаясь на то, что такие сведения являются налоговой тайной. Однако подобные сведения не являются налоговой тайной, - говорит юрист по страховым спорам. - Не так давно моим доверителем было подано заявление в прокуратуру по поводу того, что налоговая инспекция отказала предоставить информацию о местонахождении банка, в котором открыт расчетный счет страховой компании. В ходе проведенной проверки прокуратура нашла нарушение в действиях налоговой инспекции.
Утеря товарной стоимости - что это такое?
В 100% случаев страховщики в рамках полиса ОСАГО отказываются добровольно возмещать ущерб по утере товарной стоимости автомобиля. Имейте в виду, что тут в любом случае придется решать вопрос через суд. И вы его 100% выиграете, если ваш автомобиль соответствует следующим критериям:
- автомобилю не более 5 лет;
- износ автомобиля не более 40%;
- автомобиль ранее не участвовал в ДТП;
- автомобиль полностью не перекрашивался.
Если ваш автомобиль соответствует перечисленным критериям, но ущерб составляет более лимита страховой выплаты - скажем, 120 тысяч рублей, - то вы вправе потребовать его возмещения не со страховой компании, а с виновника аварии.
в новости использованы иллюстрации из отрытых источников