Банки начинают атаку на должников через родственников и друзей

Банковская атака на должников: для выбивания долгов банки стали использовать всё более изощренные методы воздействия на клиентов. Корреспондент радио "Вести ФМ" Ксения Крихели изучала трудные отношения банков и должников.

Спокойная жизнь Анатолия закончилась примерно полгода назад. В его квартире стали раздаваться странные звонки. "В любое время - днем, ранним утром и поздним вечером у меня звонил телефон. Когда подходил к телефону, на том конце провода было молчание, а потом трубку просто кидали", - рассказывает Анатолий.

Причем звонки всё время были с разных телефонов. Когда все догадки о возможных возмутителях спокойствия были исчерпаны, Анатолий позвонил по одному такому телефонному номеру. То, что услышал, стало для него большой неожиданностью.

"Голос робота сообщил мне, что я позвонил в такой-то банк. И если я хочу что-то, надо нажать на такую-то клавишу и так далее", - вспоминает Анатолий.

Анатолий никогда не слышал об этом банке, не имел там вклады, тем более не брал кредитов. Каково же было его удивление, когда уже человеческий голос сообщил, что долг всё-таки имеется, правда, не у него. "Я стал выяснять, каким образом образовалась задолженность. Выяснил, что кредит взяла одна моя знакомая, а когда его оформляла, вписала в анкете в графу "Знакомые и родственники" мой домашний телефон и адрес", - поясняет Анатолий.

С банком Анатолию удалось разобраться. Теперь ему больше не звонят, а может, его знакомая просто отдала долг. Но подобная практика, когда на должника кредиторы пытаются воздействовать через посредников в виде друзей и родственников, набирает обороты. Глава адвокатского бюро Александр Яким рассказал о еще более жестких способах воздействия на должников.

"У меня была клиентка - у неё кредит был в банке 100 тысяч рублей, она не могла его до конца погасить. Так её вызвали в службу безопасности и там стали угрожать её жизни и здоровью, были угрозы и в адрес её детей. Сейчас на этих сотрудников банка заведено уголовное дело и им грозит по 5-6 лет тюрьмы по статье "Вымогательство", - рассказывает Яким.

Если сотрудников банка посадят, это будет прецедент. Пока у нас закон больше на стороне кредиторов. Хотя даже безобидный звонок на домашний телефон грубо нарушает права человека, считает глава агентства финансовых исследований, доцент Высшей школы экономики Ольга Кузина.

"Есть же закон о тишине - в такое-то время нельзя шуметь. А кто сказал, что в это время можно звонить человеку? А если он отдыхает, то это вторжение в частную жизнь", - говорит Кузина.

Никаким договором, продолжает юрист Александр Яким, предусмотреть, какое количество звонков может сделать банк клиенту с напоминанием о долге, попросту нельзя. С другой стороны, заемщик и не может считаться должником, пока это не решит суд.

"Только суд может вынести такой вердикт, сам банк этого определить по закону не может. А если договор был кабальный или подписан с нарушением?", - размышляет Яким.

Ночные телефонные звонки, угрозы и психологическое воздействие на родственников должника проблему не решают и неэффективны, продолжает Ольга Кузина.

"Без компромисса ничего не решить, а агрессивные методы вызывают только агрессию у клиента банка. Тогда он вообще не будет с ним договариваться о погашении кредита", - подытожила Кузина, сообщают vesti.ru



Читайте полную версию на сайте