Россияне не знают, куда обращаться за защитой своих потребительских прав

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, хорошо ли россияне знают права потребителя и сталкивались ли с их нарушением.

43% россиян за прошедший год сталкивался с нарушениями его прав как потребителя.  Вместе с тем, на регулярное нарушение своих прав в половине случаев и чаще жалуются 6% россиян, по подсчетам еще 9% наших сограждан, их потребительские права нарушаются примерно в четверти случаев, тогда как относительное 27% опрошенных указали, что за прошедший год они сталкивались с нарушением своих прав лишь один или два раза. Чем крупнее населенный пункт, тем чаще его жители отмечают факты нарушения прав потребителей: среди сельчан с ними сталкивались 38%, а среди жителей столиц - 52%.

Респонденты, которые в минувшем году сталкивались нарушениями своих потребительских прав, чаще всего жаловались на продажу товаров и услуг ненадлежащего качества (49%), обсчет и обвес (46%), а также продажу товара с истекшим сроком годности (40%).  Каждый четвертый (28%) респондент сталкивался с отказом продавца обменять товар ненадлежащего качества или вернуть деньги, а каждый пятый лично встречался  с некомпетентностью и невниманием со стороны обслуживающего персонала в магазинах (20%), а также с игнорированием санитарных норм в местах торговли (18%). Москвичи и петербуржцы чаще, чем жители других населенных пунктов, встречаются со всевозможными нарушениями своих прав, чем жители других населенных пунктов. 

Большинство россиян (64%), по их собственному заявлению, знают, что их потребительские права защищены законом, но его содержание представляют только в общих чертах. Только каждый десятый (11%) заявил, что хорошо знает, в чем заключаются его права как потребителя, тогда как пятая часть опрошенных (20%) призналась, что им об этом ничего не известно. 

Мужчины и женщины, а также представители разных возрастов примерно одинаково оценивают свой уровень знания закона о защите прав потребителей. О том, что они хорошо знают свои права, реже заявляют уральцы (7%), а также жители малых городов и сел (8-9%).  Наиболее высоко свои знания оценивают жители Северо-Западного и Южного округов (17% и 15% соответственно), а также жители средних городов (17%).

Тем не менее более трети опрошенных (38%) не знают, куда обращаться за защитой своих потребительских прав.  В основном это люди с низким уровнем достатка, которые едва сводят концы с концами (52%), селяне (46%), а также жители Северо-Западного (49%) и Дальневосточного (47%) округов. Чаще всего россияне справедливо полагают, что в случае обнаружения недостатков в приобретенном товаре они могут обратиться в администрацию своего города (27%) или прямиком в суд (25%). Каждый шестой (16%) уверен, что в подобной ситуации следует жаловаться в антимонопольный комитет. Реже всего респонденты рассчитывают, что их потребительские права защитит милиция (9%).

Чем выше уровень образования россиян, тем выше уровень их потребительской грамотности: если среди опрошенных с неполным средним образованием более половины (53%) не знают, куда идти за защитой своих потребительских прав, то среди респондентов с неполным высшим и высшим образованием об заявил лишь каждый четвертый (25%).

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 6-7 марта 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Напомним, на сайте amic.ru существует раздел "Потребители - о потреляемом", где уже оставлены десятки сообщений. Оставить свои сообщения можно здесь: https://www.amic.ru/forum/?topic=408648

 

По опыту приобретения товаров и услуг в 2009 году, случалось ли, что Ваши права как потребителя нарушались или нет? (закрытый вопрос, один ответ)

 

 

 

Всего опрошенных

 

Тип поселения

 

Москва и Санкт-Петербург

 

Более 500 тыс. жителей

 

100-500 тыс.

 

Менее 100 тыс.

 

Сёла

 

Да, в большинстве случаев

 

3

 

4

 

4

 

2

 

3

 

2

 

Да, примерно в половине случаев

 

3

 

4

 

4

 

3

 

3

 

3

 

Да, примерно в четверти случаев

 

9

 

9

 

15

 

10

 

6

 

8

 

Да, но было всего один- два таких случая

 

27

 

35

 

28

 

29

 

24

 

24

 

Нет, такого никогда не было

 

49

 

43

 

43

 

48

 

53

 

51

 

Затрудняюсь ответить

 

9

 

5

 

5

 

8

 

11

 

11

 

С какими нарушениями ваших потребительских прав Вы лично сталкивались?
(закрытый вопрос, любое число ответов)

 

 

 

 

 

Всего опрошенных

 

Тип населенного пункта

 

Москва и Санкт-Петербург

 

Более 500 тыс. жителей

 

100-500 тыс.

 

Менее 100 тыс.

 

Сёла

 

Ненадлежащее качество товаров и услуг

 

49

 

49

 

60

 

47

 

48

 

40

 

Обсчет, обвес

 

46

 

56

 

33

 

57

 

46

 

45

 

Продажа товара/услуги с истекшим сроком годности

 

40

 

39

 

39

 

40

 

41

 

43

 

Отказ в обмене товара/услуги или возврате денег

 

28

 

36

 

23

 

29

 

28

 

30

 

Некомпетентность и невнимание со стороны обслуживающего персонала

 

20

 

27

 

21

 

21

 

21

 

12

 

Игнорирование санитарных норм в местах торговли, оказания услуг

 

18

 

16

 

20

 

19

 

15

 

20

 

Необоснованное завышение цены товара/услуги, сметы на выполнение работ

 

13

 

25

 

15

 

9

 

8

 

12

 

Несоблюдение сроков оказания услуг, поставки товара

 

12

 

7

 

13

 

17

 

12

 

12

 

Отказ принять жалобу в адрес руководства, предоставить книгу жалоб

 

12

 

22

 

11

 

10

 

9

 

11

 

Отказ в проведении гарантийного ремонта товара, гарантийном обслуживании

 

10

 

8

 

10

 

9

 

9

 

10

 

Предоставление ненадлежащей информации о товарах и услугах (составе, изготовителе и пр.)

 

9

 

11

 

13

 

8

 

8

 

8

 

Отсутствие у продавца необходимой сопроводительной документации на товар, услугу

 

7

 

9

 

5

 

8

 

8

 

6

 

Другие нарушения

 

1

 

3

 

1

 

2

 

 

 

1

 

Затрудняюсь ответить

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1

 

1

Читайте полную версию на сайте