Трагедия высокого напряжения: в алтайском селе Берёзовка человеческая халатность убила ребенка
Напомним, барнаульский школьник, проезжая на велосипеде около Центральной районной больницы, погиб, попав под напряжение у железобетонной опоры.
В комментарии об этом одна из читательниц ИА "Амител" - Мария - в частности, написала: "Дорогие читатели, вы только вдумайтесь в УЖАС случившейся ситуации: ребенок катился на велосипеде по пешеходной тропинке, остановился, подождать отставших друзей, облокотился на столб… Обычный столб электропередач, их миллионы, на нем и объявления "купи/продай" висят, оказался под напряжением. Ребенка УБИЛО СРАЗУ ЖЕ!!! Все это случилось на центральной улице поселка, на углу у районной больницы, на конечной остановке автобусов- это очень людное место!!! Мужчина отнес ребенка в скорую, но реанимация ничего НЕ МОГЛА СДЕЛАТЬ - слишком сильное напряжение ребенок "сгорел" мгновенно! Они еще думают возбуждать ли уголовное дело, они "не знают" кому принадлежит столб… А случай этот не первый, год назад тоже погиб ребенок, при подобных обстоятельствах… Кто ответит нам за эти смерти, и что они сделали чтобы это остановить: сухая заметка в СМИ?!! Так давайте же разберемся!!! Не будем дожидаться еще детских смертей!!!".
Тихо и пустынно в коридорах гимназии № 27 – сюда ее ученик Алеша Гомляков пришел в последний раз 28 мая. Примолкла Берёзовка, словно оглушенная трагедией: 29 мая, в первый день школьных каникул, халатность человеческая убила здесь ребенка.
Алеша родился в семье Светланы и Сергея Гомляковых, когда их старшей дочери Марии было уже четырнадцать. "Его никто не планировал, он сам появился", так старшие говорили об обожаемом малыше. Мальчик рос подвижным, любознательным, в пятом классе начал заниматься в центре изучения иностранных языков "Тринити", всерьез увлекся историей, а еще его невозможно было выгнать их кабинета труда и оторвать от лобзика, вырезал и выжигал по дереву. Родители, видя такую увлеченность сына, подарили ему набор электроинструментов. Берёзовка была для него своей, да и Гомляковых-старших в селе знают хорошо: в местной школе учительствовала когда-то его бабушка, здесь же стоит теперь родовой дом Гомляковых, где они обычно проводят лето. Алеша верил в друзей и дружбу. Воспитывал кота Феникса – бедный котяра после смерти мальчика затосковал, часами просиживает на подоконнике и вздрагивает всякий раз, как видит на улице ребенка. Ребенок торопил май, ведь за ним начнутся каникулы в Берёзовке! Его и похоронили тут, рядом с бабушкой и дедушкой.
"Добивают по Интернету"
Сестра Алексея, Мария, вспоминает, как в пятницу, 28 мая, провожая брата в Берёзовку, где его ждала мама, она не могла избавиться от ощущения свинца, давившего на сердце. Списала тогда все на усталость да недосып. Постоянных забот требует ее полугодовалый малыш Демид, да и прошедшая сессия была нелегкой: Мария получает второе высшее образование в АлтГУ, хорошо, что мама приезжает помогать. Отогнав тревогу, девушка в который раз тогда порадовалась, что есть у родителей радость – Алешка:
- Я ведь с 19 лет живу самостоятельно, и вся опека мамы с папой, все их внимание и вся их жизнь – это был братик, мама всю себя отдавала дому и Алеше. Он все дождаться не мог каникул, они ведь и на море планировали съездить. А потом мама позвонила из больницы и сказала, что Алеши больше нет. Горем нас не добило – стали добивать по Интернету. Я в шоке от того, что там пишут, не поговорив с нами, не проверив информацию. Ведут речь про какой-то штырь под напряжением – не было там никакого штыря! С обычного распределительного столба, каких вокруг тысячи, причем стоящего в самом людном месте Березовки, свисал петлей провод, находившийся под напряжением. Говорят, что ребенок скончался в реанимации Первомайской районной больницы, – и это тоже неправда. Он погиб сразу, от удара током, все случилось на углу той самой больницы. Алеша ехал на велосипеде. Обогнав друзей, он остановился около этого столба, чтобы дождаться их. Говорят, что он взялся за оголенный провод, но тогда у него был бы ожог на ладошке, а у него обожжено запястье, это значит, он к нему лишь прикоснулся. Рядом оказался мужчина из Бобровки, на руках он унес брата в реанимацию, но было уже поздно. Реанимация в ЦРБ сильная, врачи там хорошие, думаю, что просто ничего нельзя было сделать в той ситуации. Все случилось на глазах у детей, друзей брата, мы пытались их расспросить, что же произошло. Но они еще такие маленькие, кто ревет, кто слова сказать не может от шока. Один видел, что Алешу затрясло и отбросило, второй вспомнил, что он пытался оттащить друга от столба… Мария считает, что с той страшной субботы до утра понедельника никто из представителей электросетей так и не осмотрел этот столб. По ее мнению, электротехнические службы появились лишь с наступлением новой рабочей недели.
Петля
С первого взгляда все выглядит как череда случайностей. Ну, оказался ребенок вблизи злосчастного провода, ну, прикоснулся к нему рукой. А теперь – внимание. Судя по рассказу Марии (к моменту приезда в Берёзовку "Вечёрки" все уже, конечно, убрали), речь идет об оборванном проводе, поскольку технологически ничего со столба свисать не должно. Но 220 вольт – это минимальное напряжение, под которым мог находиться провод (оно, в зависимости от функций линии, может быть и гораздо больше). А меж тем на похоронах мальчика рассказывали, что утечка электричества здесь идет давно, но, думая, что его "всего лишь воруют", никто ничего не проверял. Кому, какому ведомству принадлежит злосчастный столб, тоже пока не ясно. Простая схема "кому платим за электричество – того и столб" тут не корректна, поскольку между РЭС и потребителем вполне вероятны посредники – продавцы энергии.
Светлана, мама Алеши, смутно помнит, как 29 мая у нее, 15 минут назад потерявшей ребенка, милиция пыталась взять объяснения. Она тогда просто не могла говорить. А когда отвели девять дней, Гомляковы поехали в свой территориальный отдел милиции. Им ответили, что раз нет заявления, то, по умолчанию, у родителей погибшего мальчика нет и претензий к виновнику трагедии.
Мы побывали в Берёзовке, глава сельсовета Ольга Эрцегович показала нам место происшествия, но, к сожалению, подробностей трагедии рассказать не смогла: ее на тот момент просто не было рядом. Место и впрямь, что называется, лобное. Конечная остановка "газелей" маршрутов №№ 203, 213, 101, 111, 215, рынок, магазин, больница – обычно здесь многолюдно. Но то ли потому, что трагедия случилась в субботу, то ли еще по какой причине очевидцев происшествия найти не получилось. Если не считать того самого мужчины из Бобровки, имени которого впопыхах никто даже не спросил. На "скорой", у здания подстанции которой фактически расположен тот самый столб, 29 мая дежурили диспетчер Юлия Краснослободцева и фельдшеры Вячеслав Мальченко и Татьяна Черпак. Вячеслав подтвердил, что в тот день они были на выезде, а о происшествии узнали лишь спустя время. Предприниматель Ольга Новикова на этой площади арендует торговое место, считай, вся жизнь Берёзовки проходит на ее глазах. Но и она, отработав в субботу, 29 мая до обеда, ушла еще до происшествия. Да и то, что водители маршруток ничего не видели, тоже, в принципе, объяснимо: интенсивность движения маршруток субботним вечером обычно снижается.
Комментарий специалиста
Руководитель Новоалтайского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ Константин Мальцев пояснил "Вечёрке", что следствию предстоит определить собственника сетей, обязанного надлежащим образом их обслуживать, сейчас проходят проверки, отправлены запросы, ведется документальное исследование:
- Выводы о правомерности деятельности должностных лиц, отвечающих за эксплуатацию сетей на этом участке, будут сделаны после проведения проверки, ее сроки продлены до 30 суток, думаю, 28 июня мы расставим точки над i и определим виноватых. Тем не менее уже сейчас мы можем говорить о ненадлежащем обслуживании сетей, ведь не каждый день падают провода, более того, они не падают случайно. Почему провод, свисающий до земли, оказался под напряжением? Вот на какой вопрос мы должны ответить. В прошлом году в Новоалтайске произошла аналогичная трагедия, местную школьницу убило током, когда она возвращалась из школы. Провод, упавший на забор, находился под напряжением, электрики, попросив пожилую жительницу дома "поохранять" опасный объект, уехали отключать ток. Бабушка "недоследила", в результате девочка случайно задела провод. Дело было сложным, последняя экспертиза по нему проходила в Москве, но расследование мы завершили, готовим дело в суд, обвиняемые знакомятся с его материалами. В той истории виновным признан мастер, выезжавший на обслуживание этого участка, поскольку он оставил провод под током и не предпринял мер, чтобы обезопасить окружающих людей.