«Мне ответственные осужденные попались»: почти полгода Екатерина Панфилова следит за барнаульцами в «браслетах»

18 мая у Екатерины Панфиловой будет первый выпускник. Выпускник — название условное. Речь идет не о ученике и преподавателе, а об инспекторе филиала федерального казенного учреждения "Уголовно-исполнительная инспекция" по Индустриальному району г. Барнаула, коим является Панфилова, и ее подопечном - 33-летнем жителе района по имени Александр, который стал виновником тяжкого ДТП и был осужден к ограничению свободы. Этот барнаулец оказался в числе первых, кто надел электронный браслет: избежал изоляции от общества и взамен был ограничен в передвижении. В числе первых Александр и снимет "кандалы".

По восходящей

Екатерина рассказывает, что в Алтайском крае совсем немного людей, к которым был применен новый вид наказания, введенный в действие с января 2010 года. На сегодняшний день их количество равно 105. Но в последнее время, по словам собеседницы, суды чаще выносят приговоры, где в качестве наказания предусмотрено ограничение свободы. "Мы замечаем такую тенденцию, ведь к нам поступают приговоры, и мы видим, какие наказания назначают", - говорит Панфилова.

В Управлении федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по Алтайскому краю предполагают, что к концу 2012 года показатель достигнет 1000 человек. Вероятно, львиная доля из осужденных придется на автомобилистов.

Ограничение свободы "прописано" в статье 53 Уголовного кодекса РФ и включает в себя несколько вариантов ограничений. Суд может применить к провинившемуся один вариант или целый комплекс. Каковы варианты?

Во-первых, не уходить из дома в определенное время суток. Екатерина отмечает, что в большинстве случаев гражданам не дают ступать за порог в период с 22 до 6 часов.

Во-вторых, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, в нашем случае города Барнаула.

В-третьих, не выезжать за пределы муниципалитета.

В-четвертых, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях.

В-пятых, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия "Уголовно-исправительной инспекции".

При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в инспекцию от 1 до 4 раз в месяц для регистрации.

В качестве примера приведем случай с Александром. Барнаулец не имеет права выезжать за пределы города, изменять место жительства без уведомления инспекции и обязан являться на регистрацию в инспекцию 1 раз в месяц в установленное время.

Ограничение свободы назначается судом в качестве основного вида наказания - на срок от 2 месяцев до 4 лет за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести. У Александра ограничение свободы - именно основной вид наказания, срок 10 месяцев. Также ограничение свободы назначается в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы - на срок от 6 месяцев до 2 лет. К примеру, треть срока осужденный проведет в колонии, две трети — в своей квартире.

Но не все граждане могут получить ограничение свободы вместо лишения: подобное гуманное наказание (человек не теряет социальные связи, в силах продолжать обеспечивать семью, что немаловажно, и т.д.) не назначается военнослужащим, иностранцам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания.

Под контролем

Когда обществу презентовали новый вид наказания, сообщали, что для его реализации будет использоваться система электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ). Система включает в себя технические средства и устройства региональных информационных центров и взаимодействующие с ними средства персонального надзора и контроля. Самую громкую славу среди персональных получили электронные браслеты. Однако их применяют отнюдь не к каждому осужденному к ограничению свободы.

Екатерина Панфилова объясняет: "Система СЭМПЛ повышает эффективность исполнения наказания. С помощью электронных средств мы контролируем, соблюдается ли ограничение. В отношении каждого человека решение о применении электронных средств принимается на комиссии. Как правило, она состоит из трех человек: руководителя "Уголовно-исполнительной инспекции", инспектора, который будет осуществлять контроль за осужденным, и медицинского работника. При необходимости в комиссию может включаться психолог.

Когда мы принимаем решение, учитываем личность осужденного (характеристики, образ жизни, грубо говоря, надежность человека) и состояние здоровья. К лицам, которые перенесли операции на сердце и теперь живут с кардиостимуляторами, мы не имеем право применять электронные средства. От электронного браслета идет радиосигнал. И это может повлиять на работу кардиостимулятора. Третье условие, на которое мы обращаем внимание,  - ограничения, которые возложил суд".

Электронные браслеты надеваются осужденным более чем на три месяца. Если суд запретил человеку выходить из дома с 22 от 6 часов, чтобы за ним проследить, гражданин снабжается электронным браслетом и принимающим от него радиосигналы стационарным контрольным устройством (СКУ), устанавливаемым дома. Браслет похож на часы из пластика. Его носят на ноге, не снимая на протяжении всего срока наказания. Заряда батареи хватает на 3 года. Стационарное контрольное устройство напоминает стационарный телефон. По нему инспектор и осужденный связываются между собой. Для этого у первого имеется специальный мобильный телефон.

Не имеющим права покидать муниципалитет выдают в комплекте с электронным браслетом мобильное контрольное устройство (МКУ), которое выглядит как мобильный телефон. Местоположение человека отслеживается по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS. Мобильное контрольное устройство нельзя отдалять от себя на расстояние 5 метров. С помощью него инспектор и осужденный также поддерживают связь.

Электронные браслеты в комплекте с МКУ и СКУ стали применяться в Алтайском крае с конца 2011 года. Вместо браслетов в качестве средств персонального надзора и контроля могут использоваться персональные трекеры (суть та же, что и у браслета, они предназначены для ношения на теле не более 3 месяцев) и стационарные устройства аудиовизуального контроля. Правда, этих средств в регионе еще нет.

Обладателями электронных браслетов в Алтайском крае являются 43 человека — чуть меньше половины от всех осужденных к ограничению свободы (105). Похожая картина (примерно 50 на 50 процентов) в Индустриальном районе. Со слов Екатерины Панфиловой, из 5 жителей района, осужденных к ограничению свободы, носят браслеты два. Одному нельзя надевать браслет, потому что он перенес операцию на сердце. Второй попал практически в аналогичную ситуацию: учинив тяжкое ДТП, сам изрядно пострадал и теперь постоянно находится на стационарном лечении. По третьему осужденному, недавно вставшему на учет в инспекции, комиссия принимает решение. И скорее всего, отмечает инспектор, решение будет не в его пользу, то есть горожанину придется носить браслет.

Исключения

Нынешние подопечные Екатерины Панфиловой ни разу не проштрафились. "Мне ответственные осужденные попались. Не допустили ни одного нарушения", - делится она. Срок Александра, мы уже писали, заканчивается 18 мая. Второго осужденного зовут Иван, ему 36 лет. Отбывает наказание за причинение смерти по неосторожности: неправильно сделал массаж сердца. Судом назначен срок 1 год 6 месяцев. Иван снимет браслет 27 августа 2013 года.

Не исключено, что освобождение Ивана произойдет раньше. В статье 55 Уголовного кодекса РФ говорится, что суд по представлению "Уголовно-исправительной инспекции" вправе частично отменить либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения. Человек ведет себя примерно — ему уменьшают срок, и наоборот. Если осужденный злостно уклоняется от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению инспекцию вправе заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета 1 день принудительных работ за 2 дня ограничения свободы или 1 день лишения свободы за 2 дня ограничения свободы.

В роли большого брата

Каждый рабочий день инспектора, контролирующего осужденного, начинается довольно одинаково — словно у офисного сотрудника. Екатерина Панфиловой первым делом включает компьютер, называющийся стационарным пультом мониторинга. Он входит в систему регионального информационного центра. Машина покажет, нарушали ночью ограничения ее подопечные или нет. Днем за ними Екатерина следит в реальном времени: компьютер показывает карту города, на которой осужденные показаны в виде движущихся объектов. Идентифицирует каждого человека сервер мониторинга, соединенный с компьютером.

В составе регионального информационного центра могут быть также серверы аудиовизуального контроля и мобильные пульты мониторинга. Первые в крае не используется, поскольку у нас еще нет стационарных устройств аудиовизуального контроля. Мобильные пульты мониторинга не завезены из-за отсутствия необходимости в них на сегодняшний день.

Экономия

В Алтайском крае насчитывается 70 уголовно-исполнительных инспекций со штатом в 214 человек. Они контролируют около 12 тысяч человек, осужденных к наказанию без изоляции от общества: условно осужденных, лишенных права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; осужденных к обязательным, исправительным работам и к ограничению свободы. Итого, 214 инспекторов на 12 тысяч осужденных.

В учреждениях УФСИН по Алтайскому краю (колониях-поселениях, лечебных исправительных учреждениях, исправительных колониях общего, строгого или особого режима, тюрьмах) содержатся около 15 тысяч человек, а "обслуживает" их 5 тысяч сотрудников. Итого, 5 тысяч на 12 тысяч.

Налицо финансовая выгода для государства: проще осуждать к ограничению свободы, чем к лишению.

Про возраст

По наблюдениям Екатерины Панфиловой, основная часть осужденных, которых ей приходиться контролировать, - граждане от 1971 до 1979 годов рождения. Примерно 90% мужчин и 10% женщин. У преступности, преимущественно, мужское лицо.

Кстати, с 2013 года в России станет возможным применение очередного нового вида наказания - принудительных работ. С стране, по замыслам властей, должны быть построены помещения, где будут проживать и работать осужденные. Доход от их деятельности пойдет в счет федерального бюджета. Каким образом новый вид наказания будет исполняться в Алтайском крае, в местном подразделении службы пока не в курсе. 

Татьяна Труфанова

Фото ИА "Амител" и УФСИН по Алтайскому краю.

Читайте полную версию на сайте