Минэкономразвития: пенсионная реформа на грани срыва

У разработчиков пенсионной реформы нет четкого понимания концепции и конкретных решений по дальнейшему развитию системы. Об этом на днях заявил замглавы департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития Ростислав Кокорев. В его ведомстве сомневаются, что Минтруда, ответственное за преобразования в пенсионной системе, сможет в срок до 1 октября этого года выполнить свои обязательства и согласовать версию плана реформы. Сторонние эксперты считают, что пенсионная реформа в лучшем случае закончится путаницей, как в 2002 году.

Ростислав Кокорев в разговоре с "Известиями" признал, что реформа в тупике.

— Сложно говорить о конкретных подходах и балансировке реформы, так как пенсионная модель в стране не работает в полной мере и когда она станет полноценной, сказать сложно, — заявил он.

Требуются безотлагательные решения по ужесточению ставок и альтернативному инвестированию пенсий, пенсионному возрасту, зарплатной формуле и распределению пенсионного резервного фонда. Хотя текущая, третья фаза пенсионных преобразований обсуждается в правительстве с 2010 года, единственное понимание достигнуто по "досрочникам". Об этом в пятницу стало известно на закрытом совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Суть в том, что будут введены дополнительные тарифы страховых взносов для работодателей с вредными производствами, заявил "Известиям" эксперт Института имени Гайдара Владимир Назаров, присутствовавший на совещании. В этом вопросе чиновникам и экспертам осталось только определить размер повышенной ставки. Остальные стратегические части пенсионного преобразования серьезно провисают, говорит Назаров.

По его мнению, на "досрочниках" и стоит сосредоточиться, а остальные вопросы разрабатывать постепенно. Иначе процесс пойдет по пессимистичному сценарию — в качестве примера Назаров привел реформирование периода 2002 года, когда был уничтожен единый социальный налог и введены страховые взносы, что привело к полной путанице со стороны населения. В 2005 году, по логике, прошли изменения по сокращению страховых взносов, а с 2009 по 2010 года было увеличение взносов и размера пенсионных выплат, продолжает собеседник. Сейчас в пенсионном механизме нависли нерешенные проблемы в накопительной и распределительной системах. В накопительной части доходность ниже инфляции, а в распределительной системе огромный дефицит высоких страховых взносов.

— Не совсем понятно, как используются отчисления в накопительной части, а гарантии пока никто не может предоставить, — добавил Назаров.

Он заключил, что на сегодняшний день пенсионные преобразования больше напоминают имитацию глобального реформирования.

— Я сильно сомневаюсь, что к осени будет создана пенсионная формула, которая включит в себя все актуальные вопросы, — говорит Назаров, утверждая, что все будет зависеть от наличия политической воли.

— Но со стороны мне кажется, что мы сейчас не готовы к проведению пенсионной реформы, и я бы не хотел осенью наблюдать пожарного режима, — отмечает он.

Наблюдатели, в частности из Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), также не скрывают своего разочарования и признаются: осенью реформирование может просто не состояться. Сотрудники ОЭСР в ходе недавнего визита в Россию отметили, что отечественным чиновникам стоит серьезно обратить внимание на балансировку пенсионной реформы. Главный экономист комитета по страхованию и частным пенсиям Дирекции ОЭСР по финансовым делам и предпринимательству Хуан Эрмо в разговоре с "Известиями" отметил, что разработчикам следует сконцентрировать свои силы на накопительном компоненте и расширить списки инструментов, разрешенных для инвестирования пенсионных накоплений.

По его мнению, в России инвестиции негосударственных пенсионных фондов (НПФ) имеют довольно консервативный и краткосрочный характер, ограничиваясь преимущественно государственными ценными бумагами.

— Это не дает должного уровня доходности и достаточно рискованно в условиях относительно высокой инфляции в стране, — убежден он.

Хуан Эрмо полагает, что сочетание страховой и накопительной частей в единой пенсионной системе — одно из самых успешных в мировой практике.

— Именно такая пенсионная система наиболее устойчива к различного рода рискам и способна обеспечить граждан достаточным уровнем пенсионных выплат. Использование лишь одного вида пенсионного обеспечения приводит к созданию серьезного риска для пенсионеров, — уверяет Эрмо. Сейчас, по его словам, в России по факту отсутствует баланс между накопительной и страховой частями пенсии.

— На сегодняшний день в России так и не нашли ответа, как будет действовать пенсионная реформа, с учетом того, что идет прогрессирующая тенденция ухудшения демографической пропорции страны, — говорит научный руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) при правительстве РФ Евсей Гурвич. По его словам, до сих пор не удалось добиться достаточно приемлемой доходности в накопительной части. Эксперт уверяет, если России будет идти по такому же пути, как сейчас, то уже к 2050 году соотношение численности людей пенсионного возраста и работающих ухудшится в 2,5 раза.

— Сейчас со стороны правительства озвучены только некие лозунги, без особых конкретных предложений, — согласен президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов.

Он не исключает, что осенью реформирование может быть вообще отменено, так как чиновники не нашли еще путь развития системы.

— Правительство не просчитало возможные последствия для страны и экономического блока. Я верю в разумность нашего государства, но при этом знаю, что от него можно ожидать всё что угодно, — заключил Угрюмов.


Читайте полную версию на сайте