Мастера, которыми может гордиться Алтайский край

Редкая профессия камнереза на Алтае вымирает. Правда ли? Нет. Но так думает, я не ошибусь, большинство жителей Алтайского края.

О земляках, работающих с камнем, мы почти ничего не знаем. Всем приходилось слышать о Колыванском камнерезном заводе им. И.И. Ползунова, изготовившем в 19 веке "царицу ваз" и ныне пребывающем в полуживом-полумертвом состоянии. На этом познания о камнерезном искусстве региона зачастую заканчиваются. Говоря о нем, чаще вспоминают прошлое, чем настоящее. А настоящее между тем есть. И оно продолжает вызывать восхищение.

- Всему миру известно камнерезное искусство Алтайского края. Среди работ, прославивших Алтай, Большая колыванская ваза. Нельзя сказать, что сейчас камнерезное искусство переживает лучшие времена, однако этот художественный вид ремесла живет. Появляются новые таланты, не исчезают те, кто уже занимался камнем, потому что человек, который единожды прикоснулся к камню, прочувствовал его, полюбил, никогда не отступится от него, - говорит директор барнаульского музея "Мир камня" Сергей Бергер.

Сергей Иосифович возглавляет Союз ремесленников Алтая, поэтому лично знает всех камнерезов. Да и не только знает, а помогает создавать условия для их работы, чтобы ремесленники не отвлекались на мешающие творческому процессу вещи. По просьбе ИА "Амител" он рассказал об алтайских мастерах, произведения которых сейчас представлены в музее.

- Крупных работ, которые делали на Колывани, наши мастера не создают, - заранее поясняет Сергей Бергер. - В любом изделии должна быть потребность. В связи с этим они делают уклон на сюжеты, уникальные камни, формы обработки в зависимости от потенциального заказчика. Не ориентироваться на покупателя нельзя, ведь ремесло требует серьезных затрат. Все алтайские камни, в отличие от самоцветов других регионов, твердые. Обработка твердых камней производится дорогим алмазным инструментом.

Александр Ковацкий

В Алтайском крае насчитывается около 10 человек — мастеров с большой буквы. У каждого сложился индивидуальный почерк.

Александр Ковацкий, ныне признанный мастер-камнерез, получил известность благодаря уникальной работе "Кедровая ветка на снегу", выставлявшейся не только в России, но и за ее пределами. В ветке более 100 иголок из нефрита и две шишки из обсидиана.

Ковацкий работает в стиле миниатюры.

- Никто его не превосходит в данной области, - отзывается об умельце Сергей Бергер и вспоминает историю создания главного детища камнереза.

- Лет 5 назад мы были с Александром в Москве на выставке камнерезного искусства и народных промыслов. Увидев экспонаты, поняли, что находимся на достойном уровне в своей области — миниатюры практически ни у кого не было.

Когда выставка завершалась, мы собрались с мастерами из Перми, Санкт-Петербурга и других городов. В ходе разговора из меня "вылетело": "Ничего. Пройдет совсем немного времени, и мы привезем сюда работы, которые прежде не делали". Сказал я это, чтобы подзадорить Сашу. Саша насторожился и стал на меня внимательно смотреть, ожидая, что я дальше произнесу. А остальные мастера оживились и спросили: "Что же вы привезете?". Я заявил: "Мы сделаем кедровую ветку". Это был удар ниже пояса. Все считали, что сделать подобное нереально. Наступила молчаливая пауза. Саша постучал себя кулаком по голове, типа: "О чем ты говоришь?".

Через два года мы привезли на выставку кедровую ветку. "Все-таки вы ее сделали", - отреагировали мастера. Значит, помнили об обещании, гадали, удастся ли.

История создания ветки тоже интересна. Саша неделю сидел в мастерской и думал. Он никогда сразу не берется за работу, чтобы не испортить камень. Даже мелкие кусочки, оставшиеся после завершения работы, он хранит для использования в будущем. Такого трепетного и бережливого отношения к камню я не встречал среди мастеров. 

Когда я спустя неделю сказал ему, что пора бы начинать что-то делать, он мне ответил: "Ну возьми сделай хоть одну иголку". Мне пришлось делать. Я целый день ее вытачивал.  Когда приступил к полировке, иголка сломалась пополам. Естественно, я расстроился. Но надо было видеть довольное лицо Саши. Видимо, произошедшее стало толчком для начала его работы. Саша продумал технологию: на пластинку мрамора накладывал пластину нефрита, их склеивал, обрабатывал вместе, а потом разъединял. 

На первую веточку Ковацкий потратил полгода. Всего им сделано пять кедровых веток на заказ. Пустить на поток изготовление веток нельзя. Во-первых, массового заказчика не найдешь. Во-вторых,  работа сложная и трудоемкая. После создания ветки мастер месяц восстанавливается — у него заживают пальцы. Кожа повреждается в период вытачивания иголок.

Александр Тетенов

Александра Тетенова Сергей Бергер называет самым трудолюбивым, плодовитым и скромным мастером. Он начинал с Колывани. Сейчас Тетенов живет в Барнауле.

- Это мастер - универсал.  У него прекрасные мозаики, вазы, шкатулки и т.д., причем работает Александр быстро. Я его порой пытаюсь тормозить. "Саш, остановись, подумай", - предлагаю ему.

Полностью Тетенов, мне кажется, еще не раскрылся. У него мало собственных сюжетов. Идеи рождаем совместно. 

Александра отличает стремление попробовать себя во всех направлениях камнерезного искусства, поэтому он много экспериментирует.

Он технически грамотен - на нем все оборудование в мастерских союза, - характеризует мастера Бергер.

В музее "Мир камня" демонстрируются ветка сирени и ветка облепихи в исполнении Александра Тетенова.  Цветочки сирени сделаны из чароита и стихтита, ягодки облепихи - из медового оникса, а листья - из нефрита. Отметим, что алтайские мастера работают преимущественно с камнями, добытыми на малой родине. К привозному сырью прибегают, когда их не заменить алтайскими самоцветами. Стебли изделий выполняются из серебра в сотрудничестве с местными ювелирами.

- Первые экземпляры веток изготовил Ковацкий, - уточнил Сергей Бергер. - Тетенов сказал, что тоже сможет изготовить, и доказал!

Помимо веточек  вы встретите в музее улитку и жука-оленя на листике, которые вырезал из самоцветов Александр Тетенов.  Для улитки он выбрал яшму, для жука - бычий глаз, яшму и другие камни, для листочка - белоречит. Его руками также сделаны сувениры — маралы на фоне алтайских гор и лесов, карты Алтайского края и т.д.

Братья Андрей и Юрий Шумовы, Константин Крыхтин

Юрий Шумов, Константин Крыхтин, как и Тетенов, некогда трудились на Колывани. Впоследствии оба уехали в село Березовка Чарышского района.

- Поехали ближе к камню и природе, которая в меньшей степени, чем Горный Алтай, пострадала от нашествия массового туризма. Места там сказочные, богатые поделочным камнем.

 В Березовке они собираются развивать камнерезное дело. Переделывают заброшенную кочегарку под мастерскую, старую библиотеку – под художественную школу для детей. Процесс не быстрый, но важный. Мне кажется, что районные власти в недостаточной степени оказывают им поддержку, - высказывает личное мнение Сергей Бергер.

К великому сожалению, работ Юрия и Константина в музее "Мир камня" в данный момент не представлено.  

Юрий Шумов - большой мастер юмористических сюжетов. Он их автор и исполнитель в камне. Сергей Бергер в восторге от его композиции "Самогонщик", в которой Шумову удалось сделать персонажу довольную физиономию и правдоподобные "пьяные" глаза. 

Константин Крыхтин известный мастер-флорентист. Его мозаичные работы неоднократно представлялись на различных выставках, занимали призовые места. В последнее время он работает над сложными объемными композиционными изделиями.  

Младший брат Юрия Андрей — мастер анималистики. Он в совершенстве знает и может изобразить повадки животных, позы и т. д. Его фигурки зверей необычайно точны в плане анатомии. Объясняется это, надо полагать, увлечением охотой. Недавно Андрей блестяще освоил азы ювелирного дела.

В музее находится композиция Андрея Шумова "Лайки на охоте" (фигура животного - белоречит).

Александр Кузнецов

Хотелось бы познакомить читателей с одним из начинающих мастеров, у которого  прекрасная перспектива, - барнаульцем Александром Кузнецовым.

- Вы не поверите, но этот человек год назад ничего не умел делать из камня!, - восклицает Сергей Бергер. - Он пришел в барнаульское профессиональное училище №42, где готовят камнерезов, и сказал, что хочет попробовать себя в обработке камня. Не имея специального художественного образования, Александр тем не менее быстро освоил навыки камнереза и стал выполнять сложные работы. 

Кузнецов является создателем композиции с Потапычем из сургучной яшмы, поедающим липовый мед. Правда, она готова не до конца. На носу у медведя должна сидеть золотая пчелка. Исполнить ее в миниатюре нашим ювелирам пока не удается. 

Чем гордиться?

Перед началом учебного года барнаульские школьники вместе со взрослыми корпели над докладами на тему "Чем может гордиться Алтайский край?". Детей озадачили "в честь" 75-летия региона, которое мы будем отмечать с 6 по 16 сентября. За три минуты на первых уроках, посвященных юбилею, им требовалось рассказать о том, что красит Алтай в глазах окружающих.

Мне еще не довелось стать матерью школьника. Но если бы мой ребенок спросил, о чем написать доклад, я бы отвела его в музей "Мир камня": здесь демонстрируются работы мастеров, которыми, думается, можно гордиться.


Татьяна Труфанова

Фото ИА "Амител".

Читайте полную версию на сайте