Пермский священник воспитал 120 детей

Пермский священник воспитал 120 детей: отец Борис открыл приют для брошенной детворы. Подробности сообщает корреспондент "Комсомольской правды" Елена Софьина. 

Поездка в православный приют села Верещагино, который еще в 90-х годах открыл местный священник Борис Кицко, предрекала благостные впечатления: ухоженные ребятишки, духовная атмосфера... 

Так и было. Если не считать того, что, глядя на приютскую жизнь, ты как будто проходишь некую  проверку: а ты бы смог взять на себя ораву брошенных детишек? Жалко, да, но ведь столько головной боли...

- Батюшка приехал! - кричит 11-летний Кирилл и, обгоняя других, стремится первым сунуть макушку под большую ладонь отца Бориса. А когда ему это удается, расплывается в улыбке.

Получить свою частицу любви для каждого из 38 детей в приюте жизненно необходимо. Ведь именно ее они не видели и не знали в родном доме.

У многих родителей уже и родительских прав нет из-за пьянки и наркотиков. А кому-то сил не хватает свое дите растить.

Вот, к примеру, 11-летний Петька. Его мать одна воспитывает, а работает вахтами. Он связался с дурной компанией, школу забросил. 

- Мать его в начале лета привезла, - рассказывает сподвижник отца Бориса отец Александр. - Петька ни в какую. Мы его уговаривали: недельку-другую поживи - с ребятами познакомишься...

Петька поначалу всех чурался. Непонятны были эти утренние и вечерние молитвы... Но решил стараться ради матери. И тут сошла спесь с парня. Как-то спросил даже: "Батюшка, а можно я здесь насовсем останусь?"

ПЕРВЫЕ ПОДКИДЫШИ

Сам отец Борис твердо решил служить Богу еще в детстве. Этим его зара-зила бабушка, с которой он проводил много времени и ходил с нею в православный храм. А когда вырос, окончил семинарию и рукоположился в священника.

- Все началось в 90-е годы, - рассказывает батюшка. - Я видел нищету вокруг, бездомных детей, которые открыто на улицах нюхали клей... Мне было больно смотреть на это. И я сказал себе: "Ты же священник - значит, надо что-то делать с этим".

Обивать пороги администраций пришлось недолго. Власти села Верещагино отдали под приют здание бывшей школы. Не успели ремонт закончить, неизвестная женщина принесла дочку, которой от рождения лишь 25 дней было. "Не возьмете - погибнет", - сказала она, оставив младенца. А потом появилась еще одна девочка, и еще одна... Написали о зарождающемся приюте в областной газете, дабы хоть какое-то финансирование привлечь, а вместо денег к батюшке стали везти сирот со всей страны. Первыми няньками были приходские бабушки, которые ради детей забросили огороды.

- Вскоре к нам на помощь приехали несколько сестер из пермского Успенского женского монастыря, - вспоминает священник. - И когда образовалась община, мы попросили владыку основать при приюте монастырь. Владыка благословил.

Так и ходят уже много лет матушки Свято-Лазаревского женского монастыря за малыми детьми. Сестры детей хоть и любят всей душой, но воспитывают в строгости. Так велел батюшка - баловства быть не должно. Но любовь ведь не спрячешь за суровостью, все равно почувствуешь!


ПРИЮТСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Мальчишки и девчонки живут в разных корпусах. В комнатах на шесть человек уютно: новые обои, цветы в коридоре стоят, один компьютер, фортепьяно. Во дворе - огород: капуста, парники с огурцами и помидорами. Дети трудятся здесь вместе с монастырскими матушками. 11-летний Гошка деловито рассказывает, как в прошлом году они картошку с огромного поля за день убрали.

- А вот в этом году не справляемся из-за дождей, - рассуждает пацан и показывает рукой в сторону. - Наши все на полях трудятся.

Гошку привезли вместе с братом-близнецом из Перми. Вообще их у матери-пьяницы было семеро, но после лишения ее родительских прав всех разобрали родственники, а близнецов решили отдать на воспитание отцу Борису.

Мальчишка ведет нас в приютский зоопарк. А там - лошади, верблюды, фазаны, павлины, яки, ослы, песцы, нутрии, енотовидные собаки...

- Еще у нас здесь козы, коровы, телочка, рядом молОчка - здесь делают творог, сметану, сыр, - продолжает экскурсию Гоша.

А на вопрос, кем сам Гоша хочет быть, когда вырастет, отвечает:

- Батюшкой, как отец Борис, или пожарным!

ТЕРПЕНИЕ И ДОБРОТА

- Дети непростые к нам попадают, - вздыхает отец Борис. - Многие на учете состоят. Тяжеловато, конечно. Но у нас тут один метод - терпение и доброта.

- Где ж столько терпения взять? - не выдерживаю я.

- Если любви к этим хулиганам не будет, то и терпения тоже. У них, когда сюда попадают, сразу ломка начинается: к былой жизни вернуться хотят. Скандалят, ругаются... Убеждаем словом, личным примером. Бывали случаи, когда подростки уходили из приюта. Но возвращались.

- А как наказываете?

- Если старший ребенок набедокурил, ставим дежурным по кухне или по мытью полов. А если малыши балуются, то полдня сидят дома. Поощряем интересными поездками, например, по святым местам или в цирк, в зоопарк.

На словах гладко все получается. А на деле? Отцу Борису нет и 50, а в глазах усталость и боль за каждого своего воспитанника. А есть еще свои дети - шестеро родных, трое усыновленных.

- Важно, чтобы дети увидели детство и получили хорошее воспитание, - говорит отец Борис. - Дети часто попадают к нам совсем запущенными, и мы не всегда можем дать им хорошее образование.  В деревне, конечно, есть школа, они там учатся и, возможно, получают меньше, чем городские, в плане знаний.  Но я убежден, что, даже если ребенок не будет блестяще образован, пусть хотя бы будет хорошо воспитан. Все остальное приложится!

ЗВОНОК УПОЛНОМОЧЕННОМУ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

"У него совсем нет системы наказания"

Как сказал нам уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков, многих ребят, находящихся в приюте отца Бориса, привезли туда... сами родители! Мамы-папы не справляются со своими чадами и отправляют на перевоспитание священнослужителю. А поскольку все происходит добровольно, никакого нарушения светских законов государства не происходит, считает правозащитник. Остальные дети - сироты, взяты из детдомов.

- Проблема заключается в том, что большинство монастырских приютов и приютов при храмах никак законодательно не урегулированы, - сказал нам Павел Миков. - В ряде регионов уже были скандалы из-за этого. Но в случае отца Бориса, если ребенок остается без попечения родителей, то священник оформляет на него отцовство или опеку. Тем самым он полностью подчиняется светскому законодательству.

Зачастую возникают сомнения: насколько правильно, что детей в светском государстве воспитывает священник, прививая им православные ценности. Скажу так: я знаком с семьей отца Бориса, и у меня сложилось впечатление, что детям там нравится. Поэтому я называю это не приютом, а семьей. Важно, что там полностью отсутствует система наказания и воспитание основывается на христианских принципах и посильном труде. Государственные же приюты все построены на нормативах и лишены этой составляющей.
Читайте полную версию на сайте