Орнитологи учат белых журавлей бояться людей

В Тюменской области орнитологи готовят к большому перелёту птенцов стерхов: их вырастили учёные в Окском заповеднике, поставили на крыло и с помощью дельтаплана довели от Ямала до границы с Казахстаном. Но прежде, чем белые журавли отправятся на зимовку, они должны получить ещё один очень важный урок — научиться бояться человека. Об этом пишут "Вести".

Полгода ежедневной работы ради этого момента. Финал эксперимента. Редчайшие птицы — стерхи — выращенные в неволе, начинают самостоятельную жизнь в дикой природе. Место идеальное — Белозерский заказник — вокруг десятки озер и островки, заросшие камышом, до которых нужно еще доплыть.

Это только кажется, что пройти каких-то 30 метров до байдарки дело одной минуты, но если вначале лежали бревнышки и было на что опереться, то теперь все, идти приходится чуть ли не по пояс в грязи.

Озеро Белое — самое большое в заказнике. И при этом очень мелкое, лодка по нему не пройдет — сядет на мель, поэтому орнитологам приходится плыть на байдарке по два, максимум три человека. Только так можно добраться до острова Америна, где и оставили стерхов. Птенцам предстоит влиться в стаю серых журавлей, которые облюбовали эту широкую полоску суши посреди водоема для отдыха и ночевки.

"Птиц, воспитанных в условиях Окского заповедника, выпускали на этом острове. Через некоторое время они адаптировались, сами начинали добывать пищу, через какое-то время они внедрялись, вместе начинали кормиться, скорости полета стали одинаковы, поведение, и вместе с ними они могут полететь в желательном для нас направлении", — пояснил директор Окского государственного биосферного заповедника Юрий Маркин.

Но пока все шестеро по-прежнему одни. Уже научились кормиться сами, своей же группой начали летать на соседние острова — это большой шаг вперед. Обычно на то, чтобы полностью влиться в стаю, уходит не меньше двух недель. Но в этом году им придется поторопиться.

"Птенцы в питомнике родились поздновато — была холодная зима. Естественно, мы волнуемся, успеют ли наши птенцы присоединиться к стае", — говорит Сорокин Александр, завотделом Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы.

Их вырастили в Окском заповеднике. Вместо родителей — орнитологи в белых костюмах с клювами и папа-дельтаплан, который учил птенцов летать, а потом повел их на зимовку. Стерхов довели от Ямала до границы с Казахстаном. Но дальше в Термез — это самый юг Узбекистана. Им придется лететь самим. Воспитатели с грустью приступили к заключительной части — пытаются объяснить стерхам, что отныне человек — это их враг.

Анастасия Шилина, ведущий научный сотрудник лаборатории охраны редких видов животных ВНИИОП, пояснила: "Птицы не заторможенные, они просто долго думают. Стерхи — птицы основательные и серьезные. Отучить их от человека очень сложно".

Про белого журавля слагают легенды, народы Севера считают его священной птицей, увидеть которую — большая редкость. Этот вид занесен в Красную книгу, в 2000 году популяция стерха, который гнездится только в России, сократилась почти до нуля. Во всей Западной Сибири осталось около 20 особей. Их пытались спасать, разводя искусственно. Год от года улучшали методы и внедряли опыт зарубежных коллег. В итоге благодаря усилиям орнитологов эту кривую удалось выровнять, а кое-где зафиксирован даже рост рождаемости.

Популяция серых журавлей гораздо больше. Только здесь  около двух с половиной тысяч. Одни прилетают с болот кормиться на поля. Другие взмывают вверх и пробуют восходящие потоки воздуха — значит уже собираются стартовать. Орнитологи не отрываясь смотрят в бинокль в надежде увидеть своих шестерых стерхов — время поджимает. Если птенцы не увяжутся за стаей, их придется отлавливать, возвращать в питомник и после оформления сотен бумаг самим везти на зимовку в Термез. Но шансы такого финала невелики. Воспитатели говорят, эти птенцы смышленые, одни не останутся и вместе со всеми улетят на юг.
Читайте полную версию на сайте