Минобороны в третий раз модернизировало Су-25
— Там воевали Су-25СМ
предыдущей модернизации, потеряно три машины. Выявлена уязвимость
штурмовиков, в том числе потому что нет комплекса РЭБ, способного
противостоять современным средствам ПВО и истребителям. Кроме того, на
Су-25 до сих пор применяют только неуправляемые авиационные ракеты (НАР)
и фугасные бомбы. Есть возможность использовать управляемые ракеты Х-25
и Х-29, но прицельный комплекс "Грача" не отвечает современным
требованиям, и попасть точно в цель такой ракетой сложно, — рассказал
собеседник.
По его мнению, Су-25 и Су-25СМ ограничены в работе
при плохих метеусловиях и ночью и оба неспособны применять
корректируемые по ГЛОНАСС бомбы. Опыт же современных конфликтов,
например в Ливии, показывает, что самолет должен поражать цели, не входя
в зону действия ПВО противника, используя высокоточное оружие в любое
время суток и в любую погоду.
Один из офицеров ВВС,
принимавший участие в боевых действиях на Кавказе, рассказал, что под
интенсивным огнем с земли самолеты часто возвращались в дырках от пуль и осколков.
—
А в 2001 году в Итум-Калинском районе Чечни из-за сложных метеоусловий в
горах разбились два Су-25. Не способен на такие полеты "Грач", нет у
него соответствующих приборов и систем, — сказал летчик.
На
новом Су-25 установлен новейший комплекс радиоэлектронной борьбы
"Витебск-25" самарской фирмы "Экран". Также самолет получил прицельный
комплекс, позволяющий применять управляемые ракеты Х-29 и корректируемые
бомбы с телевизионным наведением КАБ-КР. На экран в кабине пилота
выводится изображение с головки самонаведения.
Собеседник
"Известий" в ВВС, участвовавший в испытаниях нового Су-25, говорит, что
монитор имеет высокое разрешение и выдает четкую картинку.
—
Правда, пока это не те полностью многофункциональные дисплеи, которые
необходимы штурмовику. Сначала планировалось, чтобы пилот мог работать в
очках ночного видения, как у американцев. Однако испытания показали,
что в тесной кабине Су-25 в таких очках сложно развернуться, а переплет
фонаря закрывает поле обзора. Поэтому решили отказаться от очков. Но
главное, теперь можно применять ГЛОНАСС-бомбы КАБ-С(Э), — подчеркнул
он.
Кроме прицельного и РЭБ комплексов на самолете установлен
новый прибор зашифрованной аппаратуры связи (ЗАС) с дальностью действия
до 1 тыс. км. Он позволяет интегрировать всю электронную начинку
самолета в единую автоматическую систему управления войсками (АСУ).
Внесены
также изменения в навигационный комплекс. В его основе приемник,
который способен преодолевать по каналу GPS-ГЛОНАСС постановку пассивных
и активных помех. Еще на "Граче" будет стоять новая оптико-электронная
тепловизионная камера, дублирующая работу оптических и радиоэлектронных
систем поиска и наведения.
— Все это позволит пилоту
обнаруживать цели днем и ночью, в туман и снег, зимой и летом. В начале
2013 года тепловизионная камера будет готова, и начнем внедрять ее на
все модификации Су-25, — сообщил "Известиям" высокопоставленный источник
в главкомате ВВС. По мнению авиационного эксперта, главного редактора
журнала "Взлет" Владимира Щербакова, новая модернизация "Грача"
увеличит ударную мощь фронтовой авиации.
— В отличие от
Су-34, Су-25 сможет поражать управляемым оружием хорошо защищенные цели
не только с большой дистанции, но и непосредственно на поле боя. Сейчас
все типы фронтовой авиации должны быть всепогодными и работать ночью.
Кроме того, Су-25 лучше защищен от огня крупнокалиберного пехотного
оружия, чем Су-34.
Тем не менее Щербаков отметил, что
штурмовик быстро устаревает и по-хорошему его надо заменить на
принципиально новый. Но сейчас приоритетными являются проекты ПАК-ФА
(многоцелевой истребитель) и ПАК-ДА (тяжелый бомбардировщик), поэтому
заслуженный ветеран Су-25 еще послужит в армии.