Будущее в стиле унисекс: сексуальная жизнь будет все больше отдаляться от деторождения
Легализация брака двух взрослых гомосексуалистов во Франции (после целого ряда других стран) выглядит не слишком значительным событием с точки зрения начавшихся еще очень давно изменений в обществе, о которых, кстати, почти не говорят. Пройдя через бессчетное число форм общественной организации, последней (и столь же преходящей, как и все предыдущие) из которых стала нуклеарная семья, мы постепенно движемся к человечеству в стиле унисекс: в нем мужчины и женщины будут равны во всем, в том числе и в плане рождения детей, которое перестанет быть привилегией или, если хотите, бременем женщин.
Этот процесс продвигает вперед множество сил, которые часто исходят из противоречивых требований.
1. Требование равенства. Сначала между мужчинами и женщинами. Затем между гетеросексуалами и гомосексуалистами.
Каждый человек, что совершенно естественно, хочет обладать теми же правами, что и другие: работать, голосовать, жениться, заводить детей. И ничто не может устоять перед этой многовековой тенденцией. Тем не менее, такое равенство вовсе не обязательно ведет к однообразию: мужчины и женщины все равно отличаются друг от друга, какими бы ни были их сексуальные предпочтения.
2. Требование свободы. Оно привело к возникновению прав человека и демократии. Оно подталкивает к отказу от всех ограничений и подразумевает помимо права на брак также аналогичное право на развод. Далее оно ведет мужчин и женщин в независимости от их сексуальной ориентации к стремлению освободить свои любовные и сексуальные отношения от любых ограничений, любых обязательств.
Сексуальная жизнь будет все больше отдаляться от деторождения и
становиться просто удовольствием, возможностью узнать себя и другого. В
целом, апология личной свободы неизбежно приведет к апологии
неустойчивости отношений и обязательств, То есть, мы идем к апологии
неверности во имя верности: разорвать отношения, чтобы не изменять.
Такова ирония современной эпохи: мы прославляем долг хранить верность, но в то же время все больше расширяем право на измену. Пока мы сражаемся за брак для всех, сам по себе институт брака для многих теряет свою привлекательность.
Такова ирония современной эпохи: мы прославляем долг хранить верность, но в то же время все больше расширяем право на измену. Пока мы сражаемся за брак для всех, сам по себе институт брака для многих теряет свою привлекательность.
3. Требование бессмертия: оно подталкивает к принятию всех общественных или научных изменений,
которые позволяют бороться со смертью или, по крайней мере, отсрочить
ее.
4. Технический прогресс отталкивается от этих требований и движется в указанном ими направлении. В плане сексуальной жизни все началось с пилюли, затем появились вспомогательные репродуктивные технологии и, наконец, суррогатное материнство. Эти вопросы, разумеется, не касаются требований равенства со стороны гомосексуальных пар и затрагивают все формы деторождения (в первую очередь "гетеросексуальные"). Настоящую опасность может представлять клонирование и создание искусственной матки, что позволит зачать и произвести на свет детей внематочным способом. И помешать этому процессу будет очень сложно, так как он неизменно будет стоять на службе равенства, свободы и бессмертия.
5. Слияние этих трех тенденций совершенно прозрачно: мы неизбежно движемся по направлению к унисекс-обществу. Единственное отличие в нем граждан будет заключаться в том, что у одной части будут сперматозоиды, а у второй - яйцеклетки, которые будут использоваться для рождения детей без физической связи и даже необходимости вынашивать ребенка. Хотя, может быть, даже этого не потребуется, если наберет обороты клонирование.
6. Кроме того, это может решить серьезную проблему, которая тормозит эволюцию человечества. Дело в том, что накопление знаний и развитие когнитивных способностей ограничено размерами мозга, которые определяются способом рождения: если ребенок появится на свет из искусственной матки, у его мозга не будет таких ограничений. Это станет вторым радикальным изменением в эволюции человека (после перехода к хождению на двух ногах), к которому нас подготавливает все, что происходит сегодня. Именно такое человечество мы, независимо от наших сексуальных предпочтений, формируем путем накопления наших личных желаний.
Вместо того чтобы противиться совершенно естественным и банальным изменениям в светском браке, который совершенно их не касается, представителям различных религий стоило бы лучше поразмышлять над куда более важным вопросом: как сделать так, чтобы человечество смогло понять и защитить святая святых своего самосознания? Как не дать ему превратиться в собрание искусственных предметов, которые лишь порождают другие предметы? Как сделать любовь и альтруизм главной движущей силой истории?
4. Технический прогресс отталкивается от этих требований и движется в указанном ими направлении. В плане сексуальной жизни все началось с пилюли, затем появились вспомогательные репродуктивные технологии и, наконец, суррогатное материнство. Эти вопросы, разумеется, не касаются требований равенства со стороны гомосексуальных пар и затрагивают все формы деторождения (в первую очередь "гетеросексуальные"). Настоящую опасность может представлять клонирование и создание искусственной матки, что позволит зачать и произвести на свет детей внематочным способом. И помешать этому процессу будет очень сложно, так как он неизменно будет стоять на службе равенства, свободы и бессмертия.
5. Слияние этих трех тенденций совершенно прозрачно: мы неизбежно движемся по направлению к унисекс-обществу. Единственное отличие в нем граждан будет заключаться в том, что у одной части будут сперматозоиды, а у второй - яйцеклетки, которые будут использоваться для рождения детей без физической связи и даже необходимости вынашивать ребенка. Хотя, может быть, даже этого не потребуется, если наберет обороты клонирование.
6. Кроме того, это может решить серьезную проблему, которая тормозит эволюцию человечества. Дело в том, что накопление знаний и развитие когнитивных способностей ограничено размерами мозга, которые определяются способом рождения: если ребенок появится на свет из искусственной матки, у его мозга не будет таких ограничений. Это станет вторым радикальным изменением в эволюции человека (после перехода к хождению на двух ногах), к которому нас подготавливает все, что происходит сегодня. Именно такое человечество мы, независимо от наших сексуальных предпочтений, формируем путем накопления наших личных желаний.
Вместо того чтобы противиться совершенно естественным и банальным изменениям в светском браке, который совершенно их не касается, представителям различных религий стоило бы лучше поразмышлять над куда более важным вопросом: как сделать так, чтобы человечество смогло понять и защитить святая святых своего самосознания? Как не дать ему превратиться в собрание искусственных предметов, которые лишь порождают другие предметы? Как сделать любовь и альтруизм главной движущей силой истории?
Оригинал публикации: Jacques Attali: Vers l’humanité unisexe