Учет отходов обходится российским компаниям в 612 млрд рублей в год

Выполнение требований Минприроды по учету производственных и бытовых отходов обходится российским компаниям и предпринимателям более чем в 612 млрд рублей ежегодно, подсчитали в Минэкономразвития. Ведомство Андрея Белоусова намерено пересмотреть существующую практику для уменьшения избыточной нагрузки на экономику. Учет неопасных отходов может быть упрощен, а бумажный документооборот заменен электронным. Консультации с Минприроды уже начались.

Минэкономразвития провело экспертизу действующего приказа Минприроды России "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами" на предмет создания документом препятствий для предпринимательской деятельности. В результате анализа выяснилось, что выполнения требований касаются практически всех компании и индивидуальных предпринимателей в России и требуют от них не только регулярных платежей, но и заполнения огромного количества отчетности.

Специалисты Минэкономразвития посчитали, что затраты крупнейших загрязнителей окружающей среды, к которым относятся горнодобывающие предприятия, суммарно составляют порядка 54,8 млрд рублей только на зарплаты сотрудникам, ведущим учет отходов. Расходы прочих предприятий и предпринимателей, которых в России, по данным ФСН, на начало года насчитывалось чуть более 7 млн, при полном выполнении всех норм должны составлять порядка 557 млрд рублей ежегодно.

Представитель министерства в беседе с "Известиями" подчеркнул, что данный документ является предварительным и окончательно рекомендации Минэкономразвития будут сформулированы в конце апреля. Тогда же станет понятна примерная сумма, на которую можно будет снизить нагрузку на экономику за счет облегчения процедур учета отходов.

Минэкономразвития предлагает сузить круг субъектов, подпадающих под действие нормативов о ведении отчетности, и ограничить его теми, кто оперирует отходами 1-го и 2-го классов опасности (содержащие ртуть и свинец, полихлорированные дифенилы, хлорид меди и другие). Остальные отходы — 3–5-го классов опасности (деревянные железнодорожные шпалы, жилищные бытовые отходы, пищевые отходы) — не нуждаются в таком подробном учете, считают в министерстве. Кроме того, Минэкономразвития предлагает упразднить бумажную отчетность, переведя весь документооборот в электронную форму.

— Предприниматели жалуются на необходимость хранить большой объем бумажных документов, для чего требуется создание соответствующих условий, — говорит представитель министерства. — Заполнение бумажных форм отчетности также требует большего времени. Если перевести весь учет в электронную форму, хранить данные станет гораздо проще.

Также предлагается отменить дифференцированный учет по каждому виду отходов. Так, нет смысла учитывать по отдельности, сколько картона и бумажной упаковки образовалось на предприятии, а сколько — пластиковой. В итоге они все в одном контейнере отправляются на мусоросжигательный завод. Это будет актуально только при внедрении вторичной переработки. По данным специалистов Минэкономразвития, существующая схема учета не только не способствует контролю за образованием и утилизацией отходов, но и затрудняет этот контроль тем огромным количеством ежедневных данных, которые фиксируются. Зачастую штраф за нарушение природоохранного законодательства оказывается меньше, чем затраты на проведение проверки, позволяющей подтвердить нарушение. Наличие данных учета не облегчает выявления сознательного занижения объемов, а система не содержит привязки объемов произведенной продукции и отходов, отмечают в Минэкономразвития.

— На данный момент нами направлено в Минприроды предложение провести совместное совещание с целью обсудить этот вопрос, — сообщил представитель Минэкономразвития. — По итогам встречи будет принято решение, какие меры применять и как именно.

В Минприроды вчера не смогли прокомментировать ситуацию.

Как рассказали в пресс-службе "Газпрома", в компании полностью поддерживают инициативу Минэкономразвития в части упрощения отчетности и оптимизации регулирования, изложенную в проекте заключения. По словам представителя монополии, расходы на выполнение требований природоохранного законодательства действительно ощутимы для экономики производства. Так, только одна "дочка" госкомпании — "Трансгаз Москва" ежегодно вычленяет 60–70 видов отходов, тратит на подготовку и предоставление отчетности порядка 1 млн рублей в год, объем документации составляет почти 13 тыс. листов.

Представитель другой крупной госкомпании — РЖД — говорит, что в принципе проблема учета отходов и контроля за их утилизацией монополией решена. В условиях выстроенной четкой структуры эта задача выполняется без особых проблем, и огромное количество документации, напротив, иногда оказывается полезным. Например, когда возникает необходимость доказывать, что природоохранное законодательство компанией не нарушалось, говорит собеседник "Известий". Хотя объем работы с этой документацией весьма велик, добавляет он. В РЖД вопросами экологии занимается целая структура — более 500 человек, на зарплату которых компания тратит 140 млн рублей в год.


Читайте полную версию на сайте