ВЦИОМ: россияне признают низкий уровень культуры вождения у автомобилистов

Ключевым фактором нарушения правил дорожного движения, с точки зрения россиян, является низкий уровень культуры участников дорожного движения, независимо от их социального статуса (47%).  20% полагают, что дело в недостаточно жестких санкциях за нарушение правил дорожного движения, 18% - в его неэффективной организации. В 11% случаев респонденты  указывают на наличие привилегий у отдельных водителей.

Большинство опрошенных автомобилистов свидетельствуют о наличии привилегированных групп участников дорожного движения, и в первую очередь, это представители силовых ведомств (37%), депутаты и их помощники (35%), а также бизнес-элиты (29%). 

Две трети опрошенных автомобилистов (65%) отмечают, что потенциального нарушителя правил дорожного движения можно отличить по внешним признакам, среди которых в первую очередь упоминаются обладание особыми номерами (77%), тонированные стекла (72%).  По мнению водителей, наличие привилегированных номеров дает больше прав и возможностей на дороге (58%). Три четверти автомобилистов склонны думать, что наличие неформальных привилегий - причина высокой смертности на дорогах (75%). 

Результаты опроса автомобилистов подтвердились и в ходе глубинных интервью с сотрудниками ГИБДД, которые, в свою очередь, отметили, что существуют серии номерных знаков, свидетельствующих о бессмысленности остановки такого транспортного средства: санкции к водителю применены не будут, а инспектор получит серьезные неприятности - это, в свою очередь, снижает мотивацию сотрудников ГИБДД к эффективному исполнению своих обязанностей.  Кроме того, участвовавшие в исследовании сотрудники ГИБДД также отметили, что лица, приобретающие ведомственные номера по неформальным каналам, уверены в своей "безнаказанности" и "неприкосновенности". И именно данная категория водителей создает особые проблемы для участников дорожного движения.

По оценкам сотрудников ГИБДД, принявших участие в исследовании,  доля автомобилистов, претендующих на уклонение от ответственности за нарушение правил дорожного движения, в Москве составляет от 20 до 40%, причем речь идет и о тех водителях, которые при нарушении правил уверены в поддержке со стороны знакомых, в  регионах доля автовладельцев, претендующих на получение привилегий, оценивается в 2-10%.  Автомобилисты, которые, в свою очередь, оценивают  примерное количество "привилегированных" водителей по внешним признакам, дают примерно такие цифры (на 1000 участников дорожного движения):  1-2 водителя  - 16%, от 2 до 4 водителей - 23%, от 4 до 10 -  20%,  от 10 до 20 - 19%, от 20 до 100 -  17%.

Что касается стратегий поведения автомобилистов в случае обнаружения потенциального нарушителя правил дорожного движения, то большинство опрошенных водителей признаются, что стараются на всякий случай  дистанцироваться, избежать какого-либо взаимодействия с потенциальными нарушителями (68%).  Но при этом  12% автомобилистов, способных распознать нарушителя правил, ведут себя более агрессивно, стараясь показать, что на дороге все равны  - не уступают дорогу, не дают перестроиться, создавая, тем самым, угрозу дорожно-транспортных происшествий.

Меры, направленные на  обеспечение неотвратимости наказания за нарушение правил дорожного движения большинство автомобилистов считают эффективными: ужесточение наказаний за повторные нарушения - 84%,  видеонаблюдение и использование системы ГЛОНАСС - 86%, установка на ведомственных машинах видеорегистраторов и фиксаторов скорости - 84%, фиксация правонарушения на основании авторегистраторов частных лиц (80%).

Что касается конкретных инициатив по обеспечению безопасности на дорогах, то и у населения, и у автомобилистов, и у сотрудников ГИБДД сложился определенный консенсус в данном вопросе. В частности, за отмену серийных номеров выступают 84% россиян, 50% автомобилистов, и эту же меру в числе прочих поддерживают сотрудники ГИБДД.  Большинство россиян также поддерживают многократное увеличение штрафов за нарушение правил движения (68%) и увеличение штрафов применительно к нарушителям, обладающим повышенными доходами (66%). С ними солидарны и водители: две трети автомобилистов также выступают за многократное увеличение штрафов за нарушение правил дорожного движения (66%), а более половины - за внедрение дифференцированного подхода к назначению штрафных санкций (54%).

Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 16-17 марта 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Онлайн-опрос автомобилистов проведен в марте 2013 г. Всего опрошено 1.100 водителей, проживающих в 10 городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Самара, Нижний Новогород, Казань, Уфа, Ростов-на-Дону.   

Глубинные интервью с сотрудниками ГИБДД проведены в марте 2013 г. Всего опрошено 50 сотрудников ГИБДД в 5 городах: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Екатеринбург.

Читайте полную версию на сайте