Фильм Сокурова о Второй мировой войне оплатит Германия
— Вы не в первый раз получаете главную премию "Ника", каково это?
— Это всегда хорошо, когда люди замечают и признают заслуги, но я считаю, что нельзя переоценивать значение этого события. Потому что сегодня это признание есть, завтра его нет. Это просто благодарность коллегам за то, что они обратили внимание на мою картину. В России отношение к моим работам пока является более сдержанным, нежели в других странах.
— Сейчас вы готовите новый фильм, чему он посвящен?
— Это документальный фильм о Второй мировой войне, если смотреть на нее с точки зрения Франции и Германии, я считаю, что это очень интересно. У этого события есть своя историческая ретроперспектива. Страны давно воюют — две европейские страны, две страницы истории, две стороны цивилизованного мира. В конце года, я надеюсь, мы завершим этот проект.
— Кто выступает продюсером фильма?
— Продюсеры картины — французская и немецкая стороны. Они и финансируют фильм. Съемки уже проведены в Германии. Во второй половине июня съемки пройдут во Франции, в Париже. Еще будут съемки в Голландии. Там я надеюсь дополнить ленту интересными хрониками и фото. Полагаю, зрителям это понравится.
— Где будет демонстрироваться картина?
— В Германии и Франции — это естественно. Что касается России, то здесь у нас не очень любят жанр документального кино. Пока я не уверен, что у нас вообще будут возможности показать фильм российским зрителям.
— Почему?
— Все дело в проблеме интереса к тому, что я делаю. Далеко не все мои документальные фильмы показывались в России. Поэтому у меня нет никаких оснований полагать, что эта картина избежит подобной участи — не быть показанной на моей родине. У нас нет интереса к документальному кино. Нам, российским режиссерам, просто негде показывать наши документальные картины. Нет доступа в кинозалы, нет доступа на телевизионные каналы, которые смотрят люди.
— Но ведь ваши "недокументальные" картины пользуются успехом?
— Мой "Фауст" же не вышел в прокат. Да, была премьера в Ульяновске, но это было очень давно. Притом единичный показ. Всё пространство, всё время в кинотеатрах заранее и на долгое время вперед куплено американскими компаниями, которые владеют прокатом в России. Пробиться российской картине крайне сложно или вообще невозможно. Надо строить в нашей стране независимые кинотеатры, тогда мы сможем показать в нашей стране наши картины.
— Может быть, стоит обратиться с этой проблемой к властям, подключить депутатов?
— Надоело призывать. Мы призываем уже несколько лет, но это бессмысленно и нерезультативно. Всё упирается в деньги. Просто нужно найти деньги и построить такой независимый кинотеатр.
— А если бы вам предложили создать такой кинотеатр, согласились бы?
— Если была бы возможность создать систему независимого проката, конечно, ее нужно было бы создавать. К примеру, во Франции и Германии есть такая система. Там много кинотеатров, в том числе и небольших, которые рентабельны, — 60–100 мест. Многие кинотеатры содержатся за счет муниципалитетов. И хорошо работают. У нас этого, к сожалению, нет.