Эксперт: Единый госэкзамен разрушает и школу, и личность ученика

После 9-го класса дети перестают учиться и натаскивают себя к ЕГЭ, сетуют ректоры вузов, - об этом пишет Иван Гладилин на сайте КМ.Ру .

"Фактически после девятого класса дети перестают учиться в школе: они занимаются натаскиванием себя самостоятельно либо с помощью репетиторов" к Единому госэкзамену, посетовал ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров на круглом столе, собравшем вчера в РБК ректоров ведущих московских вузов. "Это обедняет в первую очередь общее образование", – добавил Эскиндаров, по словам которого, "надо что-то думать, иначе мы будем продолжать говорить, что школа перестала выполнять свои функции и ориентируется только на натаскивание на какое-то количество вузов и изучает то количество предметов, которое вуз объявляет как профильные для поступления".



Это мнение разделили, можно сказать, все участники круглого стола. "Минус (ЕГЭ) – это натаскивание, то есть хорошие традиции советской средней школы, которые заставляли думать многочисленными способами, в ряде случаев теряются", – заявил ректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Михаил Стриханов.

"Все наши замеры показывают, что дети, которые, положим, сдают на экономический факультет, где история не является обязательным предметом ЕГЭ, историю не знают вообще. Это относится и к другим предметам, если они не обязательны для поступления в вуз", – соглашается ректор Московского государственного института международных отношений Анатолий Торкунов. "Они (абитуриенты) "заточены" только на предметы, по которым они будут сдавать ЕГЭ, – поясняет он. – Мне кажется, это очень серьезно обедняет и взгляд на мир детей, и вообще их возможность быть высоко востребованными, потому что сегодня все идет на уровне междисциплинарного подхода".

При этом высокие баллы, набранные школьником по результатам ЕГЭ, еще далеко не гарантируют его успешную учебу. "В этом году мы присоединили к себе три университета и один колледж, но, тем не менее, отчислили около 700 человек. Среди них и те, у кого были очень хорошие баллы ЕГЭ", – рассказал Михаил Эскиндаров. Не особо доверяет ректор прежде всего результатам ЕГЭ из регионов: "Боюсь, что меня обвинят сейчас в каких-то больших грехах, но я бы, конечно, с большим удовольствием принял бы москвичей, даже если у них меньше балл. Потому что я глубоко убежден, что московские баллы ЕГЭ уж точно соответствуют знаниям, которые не всегда совпадают в некоторых регионах".

"То есть вы не всегда доверяете результатам ЕГЭ, которые приходят от региональных абитуриентов?" – уточняет ведущий круглого стола. "Я-то доверяю, – отвечает Эскиндаров, – но доверяют ли преподаватели, которые ставят двойки после первой же сессии, а я подписываю приказы об отчислении? Вот и вся арифметика, к сожалению".

Впрочем, именно увеличение числа школьников из провинции, поступающих в вузы в последние годы, было отмечено участниками круглого стола и как несомненный (правда, чуть ли не единственный) плюс ЕГЭ. "Как у всякого дела, здесь есть плюсы и минусы, – считает Стриханов. – Безусловно, к плюсам ЕГЭ относится то, что абитуриенты из глубинки могут планировать свое поступление в престижнейшие вузы. Это очень важно, это такой психологический ресурс доверия, которое позволяет нам иметь лучших учеников в Москве и в других крупных городах".

В остальном же у ЕГЭ опять-таки одни минусы. "Проблема еще и в том, – говорит тот же Стриханов, – что ЕГЭ в ряде регионов до последнего времени был одним из главных показателей успешности учителей. Это неправильно. Успешность учителя, успешность школы должны складываться из многих параметров. И все-таки надо видеть цель. А цель заключается в том, что мы должны воспитать думающее и здоровое поколение".

Ректор МГИМО Анатолий Торкунов видит недостаток ЕГЭ еще и в том, что этот экзамен снижает мотивацию выпускника к поступлению в конкретный вуз. Абитуриенты сейчас подают документы сразу в несколько учебных заведений, что вынуждает уже вузы "охотиться" за успешными выпускниками школ, а не наоборот. Но разве это мотивирует будущего студента на осознанный выбор своей дальнейшей научно-профессиональной стези?

И эта конкуренция между вузами вскоре может еще обостриться. "Сейчас есть договоренность (с ректорами мы обсуждали этот вопрос на Московском союзе ректоров) о минимальном проходном балле, – рассказал ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Виктор Гришин. – И мы приняли решение, что минимальный проходной балл должен быть не ниже, чем 40 по каждому предмету. То есть мы должны иметь минимум по трем предметам в 120 баллов. А если профилирующий предмет мы попросим иметь на уровне 50, то это значит и все 150 баллов. То есть конкуренция между вузами, скорее всего, еще более усугубится. И в этой части мы должны сохранять общую позицию, и если кто-то пойдет на нарушение вот такой конвенции, я думаю, что это будет не совсем правильно".

Читайте полную версию на сайте