Старшинов: «Не надо перебарщивать с толерантностью»

"Известия" решили выяснить у первого заместителя председателя комитета Госдумы по делам национальностей, представителя ОНФ в нижней палате парламента Михаила Старшинова причины неэффективности национальной политики государства.

— Стоит ли ожидать серьезного ужесточения миграционного законодательства в ближайшее время? Ведь беспорядки на рынках, стрельба на свадьбах и другие подобные явления с участием внешних и внутренних мигрантов накаляют обстановку в городах по всей России.

— Все зависит в первую очередь от правоприменителей. Правоохранительные органы и ФМС должны сообщить нам, чего им не хватает для того, чтобы контролировать ситуацию. Я не считаю, что причины беспорядков — в несовершенстве законодательства. Даже в ситуации на Матвеевском рынке: там была группа полицейских с оружием, полномочиями, властью. И в итоге один дагестанец проламывает голову полицейскому, а остальные просто на это смотрят! Так ему еще удалось сбежать! У людей возникает справедливый вопрос: как полицейские могут нас защищать, если себя защитить не в состоянии?! Таких примеров, когда власть оказывается неспособной эффективно выполнять свои функции, к сожалению, огромное количество. Основные причины этого — коррупция и некомпетентность. 

— То есть законодательство меняться никак не будет?

— Нам очевидно, что и над законами придется поработать. Введение ответственности работодателя за использование труда нелегальных мигрантов, усиление ответственности должностных лиц, исполнительной власти, правоохранительных органов за ненадлежащее выполнение своих обязанностей по контролю за миграционными процессами — депутатам необходимо еще раз внимательно взглянуть на эти вопросы под новым углом. Уверен, что уже в осеннюю сессию получим первые результаты.

— Зачастую виновниками беспорядков становятся внутренние мигранты. Будут ли введены более жесткие правила регистрации для них?

— Внутренняя миграция — это более сложная тема, чем внешняя. Мы не можем так же легко, как иностранцев, отделить жителей одного региона от жителей другого. Но надо всегда помнить, что закон для всех граждан, которые находятся на территории страны, един. В советское время процессы внутренней миграции регулировались административно. Например, с помощью прописки и закона о тунеядстве. И если некоторые наши соотечественники будут продолжать себя вести так же, как сейчас, возможно, стоит подумать о введении современных аналогов советской практики.  

— Стоит ли организовывать депортационные пункты в каждом регионе в том числе для внутренних мигрантов?

— С гражданами нашей страны мы так поступать не можем, Конституция гарантирует свободу передвижения. Что касается нелегалов — мы ждем предложений ФМС, они должны сказать нам, удобны ли, нужны ли им центры временного содержания мигрантов. Если да — мы, конечно, пойдем навстречу и законодательно поддержим организацию таких центров. 

— А будет ли введена процедура дактилоскопии для приезжих?

— Уже сейчас идет процесс по ее внедрению. При пересечении границы мы будем брать отпечатки пальцев в обязательном порядке.

— Казачество предлагает свою помощь в контроле за выходцами с Кавказа и мигрантами из других стран. Готовы ли власти принять такую поддержку?

— Лично я — по-человечески — отношусь к такой инициативе хорошо. В некоторых регионах, например Краснодарском крае, удалось наладить эффективное сотрудничество между казачеством и властями. Но опять-таки итоговое решение — принять эту помощь или нет — зависит от органов исполнительной власти.

— А вообще все эти предложения когда-нибудь будут обсуждаться?

— Сразу после начала работы Государственной думы мы пригласим руководство МВД, ФМС и других профильных ведомств для обсуждения. Пусть они уже ответят нам, что мешает им навести порядок. Нехватка людей, несовершенство законодательства — что? Мы готовы помогать и обсуждать их разумные предложения! Пока системной работы в этом направлении не ведется — вот основная причина, почему не удается навести порядок. Нет ответственного органа за координацию действий.

— А как ОНФ будет участвовать в совершенствовании миграционного законодательства?

— У нас в уставе прописано, что проблема мигрантов — одно из ключевых направлений работы "Фронта". И он может стать площадкой, на которой удастся "обкатать" взаимодействие с властями, общественниками, сообществами мигрантов. Также один из центров "Фронта" будет заниматься мониторингом миграционных проблем в регионах. 

— Сейчас много теорий на тему "Кому выгодна межнациональная нестабильность в России". Каково ваше мнение?

— Хочу воздержаться от построения конспирологических версий. Безусловно, спекуляциями на межнациональной и межконфессиональной теме занимаются некоторые международные игроки. Но в том, что ситуация с миграцией и межнациональными отношениями внутри страны сложилась не самая благополучная, виноваты мы сами. Ослабление государственных институтов, падение образовательного и культурного уровня, отсутствие идеологии развития — тому причины.

— То есть все межнациональные проблемы проистекают от нехватки внутренней культуры?

— Там целый комплекс причин. Неэффективность профильных госорганов, отсутствие какой бы то ни было идеологии, особенно для молодежи. Недостатки образовательной системы, скорость распространения информации. Сейчас ведь можно с помощью СМИ и других источников вложить любую мысль в головы наиболее безграмотных слоев общества, которые примут все за чистую монету. Так и формируется нетерпимость к другим. О какой толерантности или общей культуре может идти речь, если человека изначально не воспитывали в таком духе?

— Русским часто объясняют, что нужно быть толерантными ко всем национальностям нашей страны. А почему выходцам из регионов с другими традициями не объясняют правила поведения в Европейской части России?

— Чему мы можем научить уже взрослого человека? Это в детстве родители могли отшлепать за проступок или лишить мороженого, со взрослыми это не работает. Но в этом направлении должна проводиться большая пропагандистская работа, в том числе с привлечением наиболее авторитетных представителей всех национальностей. Ситуация, в которой люди в поисках лучшей жизни приезжают в другие регионы и ведут себя вызывающе по отношению к традициям и культуре коренного населения, является совершенно недопустимой. Никакие разговоры о соблюдении традиций или обычаев не могут являться оправданием вызывающего, а порой преступного поведения. 

— Почему же при всей ориентированности нашего государства и его политики на толерантность не удается добиться реальных результатов?

— С понятием толерантности не надо перебарщивать. Толерантность — это не панацея. Терпимость — это не вседозволенность. Мы должны уважительно относиться к интересам других людей, при этом жестко отстаивать свои принципы и идеалы. Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон сказал: "Если белый демонстрирует неприемлемые взгляды — скажем, расизм, — мы порицаем это. Но когда такие же нетерпимые взгляды и практики исходят не от белых, мы слишком осторожны и даже боязливы, чтобы это остановить". Так что всему есть разумный предел.


Читайте полную версию на сайте