Петербург порадовали новыми скульптурами: две коровы, один князь и памятник гаджету

online812.ru.
Художественная самодеятельность

У открытых в 2013 году памятников одно общее свойство: все они, за вычетом памятника  генералу Захаржевскому, установлены в городской среде без разрешения городской власти. Знает ли власть об этих установках? Думаю, да, но всем, кажется,  безразлично, что и где поставлено. Для ситуации, когда в Петербурге нет главного художника, это закономерно.

Скажем, объект, посвященный Стиву Джобсу. Установлен во дворе дома 14 по Биржевой линии на Васильевском острове. Здание – памятник архитектуры местного значения, "Дом Елисеевых с флигелями". В нем помещался знаменитый ГОИ – Государственный оптический институт, теперь тут находится технопарк Университета информационных технологий, механики и оптики. КГИОП должен был бы следить за использованием этого объекта и запретить установку памятного знака, чего не произошло. 

Второй пример – памятник Николаю II и императрице Александре. Стоит в непосредственной близости от памятника архитектуры федерального значения – церкви Воскресения Христова на Обводном канале. Установка тут нового памятника запрещена, объект поставлен без разрешения, без обсуждения на художественной секции Градостроительного совета.

Статуи в нишах Софийского собора – тоже объекты, которых не должно было быть, ибо собор – памятник архитектуры федерального значения. Это не реставрация, не восстановление, это просто новые изделия.

Таким образом, три позиции списка нарушили охранное законодательство, а власти на это не обратили внимания, во всяком случае, никак об этом вслух не заявил.

"Коровы" у дома 8 по Сенной пл. (Садовая ул., 42) тоже вызывают много вопросов. Сильнее изуродовать фасад этого здания, обращенный к площади, чем это сделал бизнес, вряд ли было возможно. Если разрешения на изуродование фасада и выдавались, то не верю, что тут обошлось без взяток.

В этом же доме с декабря 2002 года у входа в китайский ресторан "Гон Конг" стоят два мраморных льва высотой 130 см. Это какая-то привезенная из Китая ширпотребовская дешевка неизвестных авторов, которую гонят по всему миру. Теперь же в пяти метрах от мраморных львов появились две пластиковые расписные коровы, одна из которых была то ли повреждена, то ли украдена. Оставшаяся коровка, конечно, очень миленькая, и возле сельмага смотрелась бы славно, но в сочетании с мраморными львами и со всем прочим оборудованием делает фасад дома пародийным.

Понятно, что о красоте на Сенной площади после того, что с ней сделали в 2003 году господа Ловкачевы и г-н Уралов (санкционировавший, в частности, 89 скамеек на кривых колесах), говорить не приходится, это просто свалка всего подряд, включая фонтан-поилку для лошадей Тома де Томона, непонятно зачем поставленное между двумя потоками автомобилей. Появление же "Коров", обрамляющих вход на "Ferm’у", показывает, что районный художник сюда по-прежнему не заглядывает.

В линию художественной самодеятельности вписывается также макет iPhone высотой в человеческий рост, оснащенный большим тачскрин-экраном, на котором представлена биография основателя фирмы "Apple", демонстрируются фотографии и видео с Джобсом. На задней поверхности размещен код, считав который при помощи мобильных устройств, пользователи могут зайти на сайт, посвященный Джобсу. Можно подумать, что именно в этом здании Джобс сконструировал свою знаменитую игрушку. В Петербурге никогда не было традиции ставить памятные знаки персонам, которые никак с Петербургом не связаны, тем более памятники гаджетам.

 

Понятие "памятника" исказилось настолько, что торжественно водружать на постамент готовы вообще что угодно.

Мавзолей в Щербаковом переулке

По своим эстетическим свойствам совсем недалеко от макета айфона ушли и другие объекты.

Памятник Михаилу Маневичу (1961 – 1997), как писали в прессе, якобы прошел необходимые согласования, однако распоряжения губернатора об установке или иной аналогичный документ я так и не обнаружил. Возможно, документ секретный и станет доступным через 30 лет в соответствии с законом "О гостайне". Я слышал, что родственникам погибшего от рук киллера вице-губернатора не понравился надгробный памятник, сделанный в 1999 г. М. Шемякиным и В. Бухаевым (расколотый шар, пробитый пулями). Образное решение им не показалось. Возможно, именно поэтому они при посредничестве А. Чубайса пробили установку кенотафа в центре города (памятник поставлен на деньги ЗАО "Роспроект", которым руководит брат погибшего Юрий Маневич), по форме напоминающего фасад мавзолея или склепа. Думаю, многие думают, что именно здесь погибший и захоронен. Плюс к кладбищенскому стилю сквера и гранитного объекта полуфигура с портретным сходством снабжена примитивной символикой: в руку вложена перчатка, обозначающая, что Маневич "бросал вызов своему времени".

В общем, сделано все, как хотели родственники, поэтому говорить об этом памятнике как объекте монументально-декоративного искусства не приходится. Не говоря о том, что есть мемориальная доска работы скульптора С. Серебряковой на фасаде дома на ул. Рубинштейна, и ее для Маневича, на мой взгляд, вполне достаточно. Михаила Маневича нынче позиционируют как идеолога концепции управления недвижимостью, согласно которой "государство не может быть эффективным собственником, а должно устанавливать единые для всех правила игры". Но, во-первых, считать автором этой идеи Маневича странно, возникла идея в другой стране и в другом веке, а, во-вторых, с учетом того, что мы имеем в РФ сегодня, напоминание об этой концепции и вовсе звучит как анекдот. Надо было  подождать положенные 25 – 30 лет после смерти, и тогда смотреть – нужен памятник или доски хватит. 

Щербаков переулок – вообще не то место, где уместно ставить подобные мавзолеи. Здесь иная стилистика, которую лучше всего выражает недавно появившаяся аппликация на боковой стене дома 7, смотрящая на мавзолей, - изображение с надписью: "Упоролся и гуляю". На жаргоне наркоманов "упороться" - значит принять порцию наркотика, от которой наступают неприятные соматические явления (пример: "до блевоты упороться"). Так что можно примерно понять, кто будет теперь скорбеть в сквере Маневича.

Царь и князь

Памятник Николаю II и его супруге, изображающий их в день бракосочетания, - статичный, напоминающий 3D-икону, объект, который лишен какого-либо эстетического своеобразия. Это тоже ошибка: ставить просто знак-указатель, который в Петербурге смотрится как нечто непрофессиональное. Между прочим, венчание проходило не в этой церкви на Обводном канале, как можно подумать, так что связи места с памятником нет никакой, кроме любви настоятеля. Удручает своей штампованностью жест Александры Федоровны: она стоит, прижав руку к груди. Так она выражает волнение. Николай и вовсе лишен жестов, оставлен в "инфинитиве" – скульптор не знал, что придумать. В общем оба стоят, как манекены в витрине магазина одежды. Не думаю, что изделие московского скульптора прошло бы Градсовет. Памятники так не делают, их так не ставят. И то, и другое – плод самодеятельности.

 

Так же статичны и к тому же еще откровенно декоративны две фигуры, установленные в нишах Софийского собора. Это крайне неудачная работа, к тому же еще и нарушающая канон изображения Александра Невского, который существует в двух разнородных ипостасях: как воин и как святой. 

В свое время И. А. Шляпкин описал два типа иконных изображений Александра Невского: либо в ипостаси схимника, либо воина. "Представление князя Александра Невского в виде воина на коне было вполне естественно для новгородского или псковского иконника... Но каноническое московское иконописание было сильнее: оно выдвинуло образ князя-схимника. Так оно и должно было быть. Князь-монах вполне соответствует идее московских митрополитов о высоте монашества и превосходстве его над царством".

Однако наступают "новые времена", когда Петру I захотелось "освятить новую столицу покровом русского святого… и, конечно, не из монахов, которых государь вообще недолюбливал…". Подкреплением выбора, произведенного Петром Великим, стал указ Синода от 15 июня 1724 года "О воспрещении писать на иконах изображение Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского в монашеских одеждах и о постановлении писать образ его в одеждах великокняжеских": "<...> Отныне того святого в монашеской персоне никому отнюдь не писать" (Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. 1724 - 1725 января 28. СПб., 1876. Т. IV. С. 148, документ № 1318).

Скажем, в 1969 – 1970 гг. при оформлении станции метро "Площадь Александра Невского" на торцевой стене был установлен плакатно-декоративный пятиметровый барельеф (медный лист, выколотка, ковка) "Александр Невский" (на коне, с мечом в руке, с дружиной) работы И. Н. Костюхина, В. С. Новикова и Э. Р. Озоля, лишенный даже намека на какие-либо православные символы.

Я все это напомнил к тому, что прежде чем браться за столь сложные работы, надо чего-то почитать, узнать, как-то подготовиться… А что получилось?

А получился смысловой винегрет вроде расписных коров рядом с мраморными китайскими львами: от святого и схимника – "постное лицо", молитвенная поза, молитвенно сложенные руки и нимб, от воина – здоровенный меч, от которого, как известно из фильма, погибнет тот, кто придет к нам с мечом (это высказывание было придумано для фильма 1938 г. "Александр Невский" по сценарию С. М. Эйзенштейна и П. А. Павленко, восходит к Мф 26, 52: "возврати меч твой в его место, ибо все взявшие меч, мечом погибнут"). В общем, почти как в анекдоте: вы или трусы наденьте, или крестик снимите. Или схимник, стоящий у входа в собор, или воин.

Пушкинский десант

История объекта № 10 уходит корнями в 2003 год. 18 декабря 2003-го Горевой презентовал полномасштабный макет памятника генерал-губернатору Я. В. Захаржевскому – управляющему Царскосельским дворцовым управлением с 1817 по 1852 г. Генерал от артиллерии, участник Отечественной войны 1812 г., управлял также Ораниенбаумским и Петергофским дворцовыми управлениями, а также Гатчиной и Павловском. Памятник предполагалось установить в 2010 г., к 300-летию Царского Села (распоряжение правительства СПб от 28.09.2007 предписало установить памятник в Пушкине, в сквере на пересечении ул. Радищева и Артиллерийской ул.).

На 300-летие Царского Села выделили 7 млрд руб., однако деньги были потрачены на другие нужды, и памятник не открыли. Кстати, в постановлении правительства СПб от 9.9.2008 "О плане мероприятий по подготовке к 300-летию Царского Села…" значились сразу три объекта Горевого: памятники Захаржевскому, Ахматовой и Екатерине II.

Официально Горевому, которого с В. Матвиенко объединяет общее комсомольское прошлое, удалось провести только памятник Захаржевскому, два других объекта он пустил как объекты благоустройства, заранее понимая, как я полагаю, что копия памятника Екатерине, уже стоящего в Новоржеве, петербургский Градсовет не устроит, а памятный знак Ахматовой в виде мольберта с барельефным портретом тем более не пройдет.

Далее все уперлось в отсутствие благоустройства на тех местах, где памятники должны были появиться, однако в июне 2011 года Горевой памятники поставил, а администрация района тут же закрыла их коробами. В июле 2012-го в администрации района объясняли, что скульптор установил эти памятники на согласованном месте, но не в соответствии с утвержденным проектом установки. В результате скульптуры не были переданы городу. Попутно стало известно, что Горевой в результате решения Арбитражного суда якобы получил 17 млн руб. от администрации Пушкинского района – возможно, это был гонорар за работы и стоимость изготовления.

20 июня 2013 года короба сняли, но через неделю они появились вновь. Администрация района в гробовом молчании воюет с Горевым. Так что сейчас опять можно видеть только короба из досок. Однако люди все же успели объекты сфотографировать, и сейчас снимки есть в интернете.

Художественный результат таков: памятник генералу не блещет пластической свежестью, но в целом приемлем как примитивный знак указатель. Про памятник Екатерине II сказать можно только три вещи: постамент слишком мал для статуи и абсолютно не годится; сама пирамидальная статуя целиком заимствована с портрета "Екатерина II Законодательница в храме богини Правосудия" работы Д. Левицкого и с портрета работы Ф. Рокотова, который хранится в Эрмитаже; наконец, объект является повторением памятника, который стоит в провинциальном городке. В сумме сказанное делает установку в Петербурге невозможной в принципе.

Портрет же Ахматовой на мольберте настолько тривиален, что разговора не заслуживает. Это в 1965 году было бы событием – установка такого памятного знака, а сейчас это просто ерунда, которую надо было ставить не в экстерьере, а в фойе художественной школы. Не исключено, что все работы на самом деле были сделаны студентами В. Горевого как дипломные – уж больно они подражательно-ученические (в те годы, когда объекты появились, Горевой как раз руководил творческой мастерской в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина).

Между прочим, история с памятниками, которые закрыты коробами, напоминает о другом подвиге В. Горевого. Я имею в виду памятник П. Клодту, который Горевой незаконно установил и открыл 24 мая 2005 г. в саду Академии художеств на 3-й линии В. О. Объект тут же накрыли деревянным коробом, в каковом состоянии он пробыл до 14 ноября 2007 г., когда короб был снят. Так что партизанить Горевому не впервой.

С детьми что-то неладно

Есть ощущение, что заимствована и "Жар-птица", похожая на скульптурную группу из фарфора "Иванушка с жар-птицей", в 1950-е гг. сделанную скульптором Галиной Якимовой (1906 – 1976) на Ленинградском фарфоровом заводе. В этой работе Мельникова очевидны композиционные ошибки, нарушены пропорции и вдобавок неприятно поражает лицо Иванушки.

 

Напомню, что в предыдущем обзоре я писал об "Аллее новорожденных" в тех же Коломягах (Вербная ул., 18, корп. 1, во дворе). Туда Мельников поставил аиста, который в клюве нес пеленку с младенцем. Ребенок был с круглыми, как пуговицы, глазами и безумным невидящим взглядом. Лицо дитяти оставляло жуткое впечатление, это был явно персонаж фильма horror, нечто вроде ожившей адской куклы. Иванушка с жар-птичкой – того же типа. Что-то с детьми у Мельникова неладно.

Эпидемию неоригинальности достойно венчает пятифигурная композиция "Дети войны" - типичный соцреализм, лишенный даже намека на образное решение. Мальчик-матрос, мальчик-солдат, девочка с младшими братиком и сестрой. Ни трагизма, ни героизма, ничего, пустота полная, ноль эмоций, чистый соцреализм, который был всегда тем более чистым, чем меньше чувствовался прием (это уже был "формализм") и обобщающая образность решения. Примитивнее уже не бывает. Композиция статична, дети напоминают манекены. Открывать такие объекты в XXI веке в Петербурге стыдно.

 

Памятники, памятные знаки и декоративная скульптура, открытые в первой половине 2013 года

1. Памятный знак (поклонный крест) в честь восстановления в 2007 г. канонического общения между Московским Патриархатом и Русской зарубежной церковью. Установлен 12 сентября 2012 г. в Митрополичьем саду Александро-Невской лавры. Освящен 3 января 2013 г. Автор Эвелина Соловьева. Гранит, бронза (два креста, изображение Евангелия с текстом). Общая высота 500 см, высота постамента 110 см. Первый дар к 300-летию Александро-Невской лавры. 

2. Памятный знак Стиву Джобсу. Открыт 9 января 2013 г. Установлен во дворе технопарка Университета информационных технологий, механики и оптики (В.О., Биржевая линия, 14 – 16). Автор идеи Глеб Тарасов.

3. Памятник Михаилу Маневичу. Открыт 5 марта 2013 г. Установлен в сквере между домами 7 и 13 по Щербакову пер. Скульпторы Ян Нейман, Игорь Степанов, архитектор Алексей Шолохов. Бронза, гранит. Высота гранитной конструкции 400 см. На лицевом фасаде выбита надпись: "Правительством Санкт-Петербурга скверу присвоено имя Михаила Маневича".

4. Композиция "Жар-птица". Открыта в марте 2013 г. Установлена на детской площадке во дворе дома 16 по Афонской ул. (в Коломягах). Автор – кузнец Сергей Мельников. Металл, ковка. У входа на детскую площадку установлен камень с видящей на нем кованой совой и надписью: "Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – себя потеряешь, прямо пойдешь – в сказку попадешь".

5. Памятник "Детям войны". Открыт 6 мая 2013 г. Установлен на пересечении пр. Непокоренных и Меншиковского пр. Скульптор Владимир Шплет. Бронза, гранит. На лицевом фасаде выбита надпись: "Дети войны". На боковом фасаде: "Городу от Вагифа Мамишева 2013", на уступе надпись: "Нам в 43-м выдали медали и только в 45-м паспорта. Ю. Воронов".

6. Памятник Николаю II и императрице Александре. Открыт 12 мая 2013 г. Установлен возле церкви Воскресения Христова – у Варшавского вокзала на наб. Обводного канала, 116.  Скульптор Михаил Переяславец, архитектор Вячеслав Бухаев; авторы мозаичной картины на лицевом фасаде А. Пашин, Л. Коков. Бронза, гранит, высота фигур 250 см. Надпись на лицевом фасаде: "Святые царственные страстотерпцы, / Молите Бога о нас". Надпись на на тыльном фасаде: "Памятник установлен при патриархе Московском и всея Руси Кирилле, Митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Владимире стараниями благочинного храмов Адмиралтейского округа, настоятеля храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала архимандрита Сергия Стурова...".

7. Статуи в нишах перед главным входом в Софийский собор (г. Пушкин, Софийская пл., 1): статуя Александра Невского, статуя Игоря Черниговского. Открыты 13 июня 2013 г. Скульптор Альберт Аветисян. Бронза, высота 230 см.

8. Памятник Екатерине II. Установлен в июне 2011 г. Открыт 20 июня 2013 г. Установлен в г. Пушкине в сквере перед Домом молодежи "Царскосельский" (Магазейная ул., 42). Скульптор Владимир Горевой. Бронза, гранит.

9. Памятный знак Анне Ахматовой. Установлен в июне 2011 г. Открыт 20 июня 2013 г. Установлен в г. Пушкине во дворе Царскосельской гимназии искусств им. А. Ахматовой (б. женская Мариинская гимназия). Бронза, гранит.

10. Памятник генералу Я. Захаржевскому. Установлен в июне 2011 г. Открыт 20 июня 2013 г. Установлен на ул. Радищева у Дома офицеров. Скульптор Владимир Горевой. Бронза, гранит.

11. "Коровы" (две). У входа в кафе "Ferma" (Сенная пл., 8). Неизвестный автор.

12. "Кот".

 
У входа в продуктовый магазин (Варшавская ул., 96). Искусственный камень. Неизвестный автор.                

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ



Читайте полную версию на сайте