«Роснефть» получит НПЗ на Дальнем Востоке

Игорю Сечину удалось добиться разрешения на строительство так называемого Восточного НПЗ (Восточной нефтехимической компании, ВНХК) "Роснефти", строительство которого откладывалось несколько лет. Против выступало руководство "Транснефти", ссылаясь на дороговизну проекта и недостаточно проработанные планы сбыта продукции. Как выяснили "Известия", "Роснефть" получила одобрение правительства на строительство первой очереди ВНХК. Об этом рассказали источники в Минэнерго, правительстве и в самой "Роснефти". Источник в правительстве говорит, что пока речь идет лишь о мощностях по переработке нефти для производства бензина, а планов по строительству нефтехимического производства нет.

Общая концепция строительства нефтехимического предприятия в районе Находки была одобрена советом директоров "Роснефти" еще в конце 2010 года, в декабре 2011-го компания выбрала генподрядчика для строительства — ОАО "Ангарскнефтехимпроект". Предполагалось, что нефтехимзавод мощностью 3,4 млн т в год и оценочной стоимостью $5–6 млрд будет введен в строй в 2017 году, однако возведение завода было отложено и мощности пересмотрены: сначала до 10 млн т в год, затем — до 24 млн т в год, а позже — до 30 млн т в год с учетом производства не только нефтехимического сырья, но и моторного топлива, чтобы ликвидировать дефицит нефтепродуктов на Дальнем Востоке.

Чиновник Минэнерго поясняет, что по новому плану первая очередь Восточного НПЗ должна быть сдана в эксплуатацию в 2020 году. Перспективы дальнейшего увеличения мощностей пока под вопросом.

Источник в "Роснефти" подтверждает данные по срокам строительства завода, но с оговоркой, что проектная документация еще не согласована в профильных инстанциях, подрядчик тоже не выбран. Кадры, однако, уже набираются. Пресс-служба компании не подтвердила и не опровергла эти данные.

Теперь, после одобрения правительством планов по строительству НПЗ на 10–12 млн т, "Транснефть" уже не может выступать против всего комплекса ВНХК. Вице-президент "Транснефти" Михаил Барков в интервью "Известиям" выразился осторожнее: трубопроводная монополия против строительства НПЗ мощностью свыше 30 млн т в год, так как не видит для такого количества нефтепродуктов и нефтехимии рынка сбыта как внутри страны, так и за ее пределами. 

Но если спроса не будет, "Роснефть" и сама не станет наращивать мощности. Аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров не исключает, что в итоге будет построена лишь первая очередь, а от остальных мощностей нефтяники откажутся по итогам маркетинговых исследований. Дело в том, что внутреннему рынку, по оценкам аналитика, не нужно будет дополнительно более 12 млн т бензина, что же касается возможности экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, то они активно развивают собственную переработку. В частности, Китай, по мнению Нестерова, больше заинтересован в переработке нефтепродуктов на собственном Тяньцзинском НПЗ вместе с "Роснефтью", чем в приобретении нефтепродуктов на российском Дальнем Востоке. Но и такой вариант вполне может устроить госкорпорацию. По крайней мере ей не придется строить избыточные мощности, а войти в долю в китайском бизнесе выгодно с геополитической точки зрения.


Читайте полную версию на сайте