Алтайский общественник Юрий Абдуллаев: «В школе становится мало человека»

О нынешней школе и нынешних учениках корреспондент "КП"-Барнаул" побеседовала с председателем Алтайской краевой организации Общероссийского профсоюза образования

Домашние задания для старшеклассников могут стать необязательными. Недавно российские учителя выступили в Кремле с предложением их отменить. Ведь школьники и без того загружены подготовкой к ЕГЭ.

Но пойдет ли на пользу ученикам такое нововведение?

К слову сказать, наш собеседник, Юрий Геннадьевич – Почетный работник общего образования России, лауреат Премии Президента РФ в области образования, Учитель года Алтая-2001.

- Юрий Геннадьевич, вы в прошлом учитель. У вас успешный опыт работы в школе. По вашему мнению, отменять домашние задания нужно?

- Если домашние задания станут добровольными, их все перестанут делать. Может, быть, будут только отличники. Увы, так устроен человек, если не обязательно, значит и не нужно. А ведь учение, как писал наш замечательный русский педагог Константин Ушинский - это очень тяжелый труд. Мне кажется, проблема домашнего задания не в том, быть ему или нет, а в том, каким ему быть и в каких объемах. Вопросы домашнего задания должны регулироваться учителем, ему виднее кому задавать, а кому нет, кому больше, кому меньше. Я за дифференцированный подход. Думаю, что задания, которые учитель задает одинаково всему классу, не послужат развитию каждого школьника в одинаковой степени. Для хорошего учителя важно продвижение ученика относительно самого себя.

Председатель Алтайской краевой организации Общероссийского профсоюза образования Юрий Абдуллаев
Фото: Олег УКЛАДОВ

- А насколько важен для школьника выбор профиля в старших классах?

- Я всегда поддерживал идею профилизации в старшей школе. Теперь она закреплена в новых образовательных стандартах. В 10-м классе человек сам может выбрать если не профессию, то хотя бы определиться с ее типом. В этом возрасте школьник-гуманитарий уже понимает, что математик, например, из него не получится. Конечно, нельзя полностью отказываться от непрофильных предметов. Они должны изучаться в рамках стандарта. Ведь, как говорил великий Ломоносов, "математика ум в порядок приводит". Но посвящать большее время тем предметам, которые ему точно понадобятся по профилю - более эффективно.

- Юрий Геннадьевич, чем сейчас живет школа? По-вашему, какие проблемы есть у российского общего образования?

- Я считаю, в нашей школе сегодня становится очень мало человека. Стало много, интерактивности, компьютера, различных технологий и методик. Но учителю все меньше остается времени заниматься проблемами ученика. Потому что он постоянно занят, у него отчеты, планы. Как сказал известный педагог Евгений Ямбург, школа сегодня – это место, где дети мешают учителям заниматься документами. И это действительно так. Раньше мы на переменах общались с детьми, знали, чем они живут. А теперь учитель после звонка спешит заполнить электронный журнал, написать какой-нибудь отчет. У него большая нагрузка, я бы сказал, перегрузка: у нас сегодня нередко педагоги работают на две ставки. А полторы так вообще давно норма. Из-за этого существенно снижается эффективность труда. Конечно, без технологий и теплых туалетов в школе никуда, и здорово, что в крае сегодня много делается для создания комфортной и безопасной среды в учреждениях образования, но грань человеческого упускать нельзя. Учитель нуждается в большей свободе, в пространстве для творчества и времени для любви к детям. В потогонной системе ребёнку места нет.

- Как вы считаете, изменились ли сами школьники, скажем, за последние десять лет?

- Безусловно. Раньше они больше играли во дворах, а сейчас эти игры заменили им чаты и социальные сети. Дети перестали знать и слышать друг друга. Они практически не умеют общаться, ведь у них слабые навыки коммуникации в коллективе. Им сложно переживать, сочувствовать, быть неравнодушными к человеческим проблемам. Технологизация постепенно вымывает человеческое в человеке.

- Это значит, что нынешнее поколение хуже предыдущего?

- Всегда против такого утверждения. Не нужно впадать в крайности. Сегодняшние дети более продвинутые, чем были в свое время мы. Они быстрее соображают, быстрее схватывают. Приведу такой пример. Недавно в первый класс одной из барнаульских школ пришли ребята, ни один из которых не умел читать и писать. Но когда их запустили в кабинет информатики и предоставили им свободу, каждый из них уже через пять минут сидел на знакомых сайтах или играл в компьютерные игры.

- Но существует мнение, что сегодняшняя программа намного легче, чем та, которая была в СССР. Вы согласны с этим?

- У меня самого ребенок-школьник, и задачи в его учебниках гораздо сложнее, чем те, которые задавали в этом же возрасте мне. Сейчас школьники в первом классе проходят такое, что нам и не снилось. На дворе уже другой век. Сегодняшние дети получают намного больше информации. Изменилась среда, изменилось и общество. Но при этом не нужно забывать, что в школе, а особенно в начальной, никакие компьютеры не заменят ребенку хорошего учителя.

НАШ ОПРОС

Нужно ли отменять домашние задания для старшеклассников в школах? "Комсомолка" провела небольшой опрос на эту тему среди известных барнаульцев.

Владимир Семенов, депутат госдумы, член фракции ЛДПР:

- Домашние задания отменять нельзя. Ведь внеклассные упражнения закрепляют, то, что пройдено на уроке. К тому же, они помогают школьнику самодисциплинировать и самоорганизовать себя. Если домашние задания станут добровольными, у ребенка всегда будет аргумент перед родителями: мол, мне же это не обязательно делать, двойку не поставят. Меня вообще удручает то, что происходит сегодня с нашим образованием. В советском прошлом знания были куда более фундаментальными.

Марина Ермоленко, учитель истории, финалист всероссийского конкурса "Учитель года России", депутат Барнаульской гордумы, член фракции "Единая Россия":

- Как практикующий учитель, я против такой перемены. Все дети разные, у всех разная мотивация к учебе. Домашние задания необходимы, так как они позволяют ученику подумать над чем-то самостоятельно. А учителю они дают возможность не пересказывать лишний раз то, что написано в учебнике, а давать что-то новое. А вот форму домашнего задания можно изменить. По моему мнению, оно должно стать творческим.

Раиса Коркина, учитель химии в гимназии № 22, "Народный учитель Российской Федерации":

- Отменить домашние задания? Ни в коем случае! Чем больше работы в школе, тем проще будет во взрослой жизни. У нас в России сейчас мало настоящих профессионалов. А если посмотреть на великих ученых, тех же Лобачевского и Ломоносова – ведь они столько работали! А мы что же, будем лентяев воспитывать?

Александр Миронов, директор лицея № 80, депутат Барнаульской гордумы:

- Я против такого нововведения. Есть такое понятие, как самообразование. Ребенок многое берет от учителя, но кроме этого, он должен учиться самостоятельно. Тогда от времяпровождения в школе будет результат. А то, что старшеклассники слишком загружены подготовкой к ЕГЭ, я не считаю. Просто к экзамену надо готовиться постепенно, а не делать все в последний момент.

Читайте полную версию на сайте