"Сталинград": добро пожаловать на фильм-аттракцион, где пионеры "зигуют", а советские женщины спят с немцами

Сюжет "Сталинграда" держится на весьма пикантной завязке

В широкий прокат вышел новый фильм Федора Бондарчука "Сталинград", история о пяти советских бойцах и одной девушке, держащих оборону в полуразрушенном доме во время Великой Отечественной войны, передает Накануне.RU.

Сюжет "Сталинграда" держится на весьма пикантной завязке – пять советских бойцов и одна почти совершеннолетняя девушка держат оборону в полуразрушенном здании. В основу сюжета легла реальная история про дом Павлова – это был Дом Облпотребсоюза, обычный жилой дом с четырьмя подъездами. Когда советские войска отбивали город, несколько красноармейцев устроили там опорный пункт. В немецких картах дом числился как "крепость", в подвалах прятались оставшиеся в живых горожане, немцы никак не могли захватить укрепление даже с помощью танка. Оборона велась почти месяц, при условии, что протяженность жизни в Сталинграде 1942 г. составляла сутки, месяц - почти вечность. Из 31-го защитника дома Павлова были убиты лишь трое, чего нельзя сказать о героях фильма, которых в живых не осталось вообще. Простите за спойлер, но о судьбе пятерых мужчин становится известно еще с самого начала повествования.

Все начинается в Японии, где мы спасаем немцев

Бондарчук хотел сыграть на эффекте внезапности, но в итоге сама подводка к сюжету фильма выглядит крайне неуместно и глупо: в первых кадрах нам рассказывают о землетрясении в Японии, там под завалами дома лежат несколько подростков-немцев. А тот, кому обречено на протяжении всего фильма быть "закадровым голосом", проницательным и разъясняющим, приходит этих ребят спасать (вместе с российским МЧС). Он успокаивает ребят на немецком языке. Складывается ощущение, что он немец. Но история, которую он выбрал, чтобы "успокоить" немцев, как-то не вяжется со спокойствием. Так, он говорит, что у него было пять отцов. Немка из-под тяжелых плит пищит ему, что так не бывает. А вот и бывает, говорит Бондарчук, и начинается повесть о Сталинграде. Тут впору, как школьной учительнице, задать себе и другим вопрос: "Что хотел сказать автор в фильме об Отечественной войне?". В увертюре - Япония, которая сражалась на стороне фашистской Германии, переживает сильнейшее землетрясение, и туда, к бывшим врагам, едет наше МЧС и теперь спасает немцев из-под завалов – это всепрощение наше православное так показано? Или отмщение бывшим врагам принесла сама природа? И интересно, какого немца успокоил бы рассказ про Сталинградскую битву? Но девушка не могла убежать, и ей пришлось слушать – она же была под плитами. И вот она слушает весь фильм про то, как ее соотечественники убили "пятерых отцов" главного героя, разрушили город и наделали массу других неприятных вещей - жгли матерей и детей, принося их в жертву "древним германским богам", сожительствовали с советскими женщинами и не могли спастись от вшей.

Очередная фантастика про войну?

"Сталинград" станет уже третьей подряд кинолентой о войне, которую российский оскаровский комитет выдвигает на номинацию "лучший иностранный фильм" премии Американской киноакадемии в Голливуде. В 2011г. Россия выдвинула "Утомленные солнцем 2" Никиты Михалкова, в 2012-м это был "Белый тигр" Карена Шахназарова. Оба предыдущих фильма можно назвать фантастикой: "Белый тигр" - мистической, а "Утомленные солнцем" - михалковской. Что же приготовил нам автор "9 роты"?

Наш эксперт, главный редактор журнала "Однако" Виктор Мараховский считает, что задержка выхода фильма во многом определилась политическим настроением в стране, возможно, Бондарчук что-то усиленно менял после майских скандалов вокруг фильма "Четыре дня в мае", когда уставшая от чернухи о войне публика взбунтовалась.

"Премьера фильма была отложена на довольно длительное время, то есть почти на полгода, была проведена какая-то дополнительная работа над фильмом, я не исключаю, что эти дополнительные работы были связаны с опубликованными и высказанными первыми лицами государства, включая президента и министра культуры, некими новыми ориентирами.

Это все проходило в апреле-мае после скандалов, связанных с фильмом "Четыре дня в мае", были даны тогда некоторые ориентиры, чтобы объективно отражать действительность. Что в итоге вышло - сказать сложно, в принципе, Сергей Бондарчук известен как человек лояльный и тонко чувствующий политический момент", - рассказал Мараховский корреспонденту Накануне.RU.

Новый "Сталинград" - это блокбастер о советском времени в духе времени сегодняшнего

Хотя, возможно, задержка не связана с вырезанием каких-либо порочащих честь советского прошлого моментов, "Сталинград" - первый российский IMAX-3D-фильм, вполне возможно, что выход в прокат отложили из-за технических доработок. С помощью длинных планов и 3D режиссер постарался изобразить для зрителей масштабы "самой кровопролитной битвы" в истории человечества.

Фильмы об этой битве, так или иначе, снимались не раз, даже сам Бондарчук в 1989 г. участвовал в съемках ленты "Сталинград" режиссера Юрия Озерова. Главный отрицательный герой сегодняшнего "Сталинграда" – актер немецкого происхождения, который не раз играл фрицев, в том числе в драме Романа Полански "Пианист", Томас Кречманн, тоже в том же 1989 г. снимался в другом "Сталинграде" Йозефа Вильсмайера. Количество "Сталинградов" зашкаливает, но теперь российский режиссер взялся снимать настоящий блокбастер о советском времени в духе времени сегодняшнего - по голливудским лекалам с отсылками к другим фильмам о Второй мировой войне.

Главное отличие наших сегодняшних фильмов о войне – отсутствие страха показывать опять ту же чернуху бытовой жизни солдат. Если мы смотрим западный фильм о ВМВ, то видим опрятных женщин, красивую посуду, белые перчатки, доблестных офицеров СС, выпивающих из хрустальных бокалов красное вино. Такая у них там "чистенькая война" в основном. У нас с размахом показан полуразрушенный город, ободранные стены, провалившиеся лестницы, кровь, смрад и ужас войны. Возможно, это как раз и демонстрирует, чем была война для нас и чем была война на западе.

Бутафория, но очень захватывающая бутафория

Символично выглядит город, в его разрухе режиссер черпает определенную поэтичность – фонтан и скульптуры пионеров с отбитыми носами и руками (знаменитый монумент "Крокодил и дети"), упитанные белые каменные львы Сталинграда у парадных входов, зияющих дырами от бомбежки домов. Оно и понятно, ведь декорации к фильму уже назвали самыми дорогими в истории нового российского кинематографа - 120 млн рублей, их возвели в поселке Саперный Колпинского района Санкт-Петербурга. Художники соблюли реальные пропорции зданий, кропотливо воссоздали детали советско-имперской архитектуры. Разрушенные дома в сталинском стиле неоклассицизма создают гнетущую атмосферу запустения еще недавно величественного города, страны, эпохи. Декорации настолько удались, что в скором времени, по слухам, могут превратиться в музей-аттракцион, настолько там все аутентично. И конечно, не только вещи – тумбы, стенгазеты, окурки, кружки, портреты Пушкина на стенах и знакомые всем люстры - соответствуют времени, главное - лица. Приятно, наконец-то, вроде как в "голливудском" фильме про нашу войну увидеть славянские лица. Говорят, всех актеров для массовки Бондарчук утверждал лично.

3D технологии заставили режиссера сменить свой залихватский стиль монтажа на более спокойный, длинноплановый, модный 3D эффект создает ощущение присутствия, и это действительно непередаваемый опыт – попасть под бомбежку в Сталинграде. Настолько ощущается страх, что про неудобные очки забываешь. Это не плюс к художественному стилю, не оригинальность и верность сюжета – это такой же, своего рода, аттракцион. Бутафория, но очень захватывающая бутафория. Возможно, это заставит новое поколение увидеть в войне не только заученные фразы с открыток к 9 мая, но и "близкие" вещи, такие как "батлл филд" или другие компьютерные стратегии. Ведь эффектность фильма на декорациях не заканчивается, чего стоят советские солдаты, охваченные огнем, с пулеметами шагающие на немцев? Сцены зарева над городом, цепочка саперов, шествующих по воде ("Апостолы", - говорит старик-солдат и крестится), специальный отряд, одними ножами вырезающий целое гнездо вражеских войск, – и это не Спарта. Кино не уступает голливудскому по качеству – если бы не славянские лица на экране, авторство фильма можно было угадать в каком-нибудь Стивене Спилберге. Это не так хорошо, если понимать, что на именах и лицах все русское в кино кончается.

"Кинематограф должен стремиться воспитывать людей на чем-то достойном, а не выискивать самые неприглядные моменты, - считает наш эксперт, автор книг о сталинской эпохе Игорь Пыхалов. - С технической точки зрения у нас есть потенциал для того, чтобы снимать хорошие картины, но, к сожалению, у нас проблема в кадрах, которые в нашем кинематографе оставляют желать лучшего. Собственно, это вполне понятно, потому что у нас за редким исключением режиссеры и актеры не являются патриотами России, это люди сомнительных взглядов и убеждений. Чтобы изобразить какую-то эпоху, нужно в нее погрузиться. Думать, как люди того времени, и вести себя соответственно. А для современных кинематографистов это противоестественно".

К слову о воспитании. В СССР "секса не было" – вот и в кино его тоже нет. Потому простому зрителю так и не понятно – так кто же отец ребенка той 18-летней девочки, которую солдаты нашли в этом легендарном доме? Это больше подходит к сюжету комедийной мелодрамы из 90-х, когда трое мужиков воспитывали одну дочь, потому что не знали, кто же ее отец, и это создавало массу курьезных случаев. В атмосфере "самой кровопролитной битвы" о курьезах как-то думать не хочется.

Голливудская история про любовь

История девочки Кати такая: по каким-то своим причинам - "это мой дом, моя комната, мой город" - девочка покидать опасную зону не хочет и становится боевым товарищем для вояк, таких разных, брутальных, но в душе очень трогательных. Каждый из пятерых в нее влюбляется. Заходит разговор о том, как же ты тут раньше жила? Ведь дом мы отбили от немцев – почему они всех твоих родных, соседей убили, а тебя нет? Катя нервничает и говорит, мол, хотите меня судить – судите, но я ведь все это время вас ждала, защитники вы наши. Складывается ощущение, что она уже носит под сердцем ребенка давно, еще с тех пор, когда дом был оккупирован немцами. Тема советских женщин и гитлеровских захватчиков на том не заканчивается, в соседнем доме живет белокурая красавица Маша, к которой ходит немецкий офицер – она так похожа на его жену, что его чувства заставляют снабжать девушку провизией и спасать от смерти вопреки желанию командования. Маша, единственная героиня, которая появилась в постельной сцене, конечно, не особенно рада такой "дружбе", но отказаться не может.

"Сюжет идет по принципу "свинья грязь найдет", - делится своим мнением Игорь Пыхалов, - там выискиваются такие неоднозначные и неблагоприятные сюжеты. Плюс, действительно, это не исторично, и качество исполнения оставляет желать лучшего. У моего знакомого мама, правда, уже ныне покойная, тоже была жительницей этой местности, но она была в отряде, который помогал тылу, и подобных ей девушек были тысячи. И зачем обязательно искать тех, кто сожительствовал с немцами? Мы не отрицаем – такие тоже были, но, на мой взгляд, они не стоят того, чтобы стать героинями фильма".

Сцена, где советский мальчик при виде немцев вскидывает вверх руку и кричит "хайль", заставила многих в зрительном зале смущенно опускать глаза под очками 3D. Интересно, а был ли такой мальчик реально в 1942г.? Такой простой пионер, воспитанный на идеалах, видящий, как захватчики разгромили город и убили большую часть жителей – вскидывает руку? Бондарчук считает, что такой мальчик был, и он был достоин стать увековеченным в кинематографии.

 "У них совершенно нет чести", – сетует лысый генерал Вермахта, занявший позиции в доме напротив советской "крепости", он говорит, что русские не умеют вести войну – в них столько мести, варварства, коварства. Они кладут золу в щелочь, от этого чистенький немецкий командир все время подергивается – столько на нем завелось вшей. А в соседнем доме на день рождения Кати ее пятеро мужчин преподносят подарок – кусочек мыла и ванну, полную горячей воды, ведь она, наверное, так давно не мылась! Видеть материальное в том времени, как первичное, свойственно сегодняшним режиссерам, им трудно представить, что когда-то людей не волновали нынешние привычки, что советские солдаты и победили за счет своего "варварства" в отношении к материальным благам, городам, которые крушила вражеская авиация, домам и ваннам. Потому они и не сдавались. Показательна сцена, когда немецкий главарь собирает свой отряд на площади, под огромным изображением Сталина на фоне. Перед тем как ворваться в осажденный дом, командир напутствует гитлеровцев: "У вас впереди эта земля, а за ней Индия! А в Индии у каждой проститутки по несколько рук!" Потому и проиграли, что сражались за многоруких проституток. Но разве советские солдаты сражались за кусок мыла и ванну? Нам сложно понять, но они сражались даже не ради девушки.

Елена Свитнева

Читайте полную версию на сайте