Российский ВМФ закупает канадские батискафы

Военно-морской флот (ВМФ) России впервые получит обитаемые подводные комплексы на основе аппаратов зарубежного производства. Как сообщил "Известиям" высокопоставленный представитель ВМФ, до конца текущего года будет закуплено два канадских батискафа АРС-600, способных работать на глубине до 1,5 тыс. м. В 2016 и 2017 годах армия должна получить еще по одному такому комплексу.

— Они будут работать совместно с необитаемыми подводными аппаратами и смогут дополнять друг друга. Использоваться будут исключительно для проведения спасательных операций, — пояснил представитель военного ведомства.

Мобильные глубоководные комплексы АРС-600 создадут на основе аппаратов Deep Worker канадской компании Nuytco Research. Их приспособлением для нужд российской армии займется петербургское ООО "ДайвТехноСервис". Как отметил гендиректор этой фирмы Владимир Каганский, в итоге комплекс будет сильно отличается от оригинала.

— Мы получаем аппараты без оборудования и оснащаем их с учетом специфичных требований Минобороны, — рассказал Каганский.

По его словам, используемые сейчас в ВМФ обитаемые подводные аппараты весят по 40 т, поэтому для их подъема и спуска нужны дополнительные средства. АРС-600 в двухместной модификации весит чуть более 3 т и может использоваться с любого судна, где есть подходящий кран. Можно также транспортировать комплекс при помощи любого военного вертолета — в этом случае аппарат просто сбрасывается в море. На глубине он будет проводить осмотр аварийного объекта, передавая изображение с гидролокатора и камер высокого разрешения на поверхность в течение восьми часов. Техника такого класса поступит на российский флот впервые, пояснил Владимир Каганский.

Кроме спасательных АРС-600 можно задействовать в контртеррористических операциях, в работах с затонувшими боевыми кораблями и самолетами. Гидролокатор аппарата дает возможность обнаруживать взрывные устройства.

— Взрывчатки в море много, до сих пор остаются затонувшие корабли, перевозившие боезапас. Многие из них уничтожались в районах судоходных трасс. Во время учений часто происходит утеря торпедного и минного оружия, в море падают авиационные бомбы, — рассказывает капитан третьего ранга в запасе Андрей Николаев. Эксперт также отметил, что необитаемые подводные аппараты уступают обитаемым в точности получаемых данных и возможностях оперативного реагирования на изменение ситуации.

Трехмерное изображение, полученное с гидролокатора, выглядит весьма условно — как пояснили на предприятии, только натренированный человек сможет распознать, что именно находится в области обследования. По словам Владимира Каганского, четыре специалиста ВМФ прошли обучение по использованию аппарата в ЦНИИ имени Крылова. Теперь они могут обучать других сотрудников.

Андрей Николаев полагает, что аппарат комплекса АРС-600 еще предстоит испробовать на палубе корабля — без этого сложно в полной мере оценить эффективность его использования.

— Хотя общее отношение к этим аппаратам — как к игрушке, это надежное и интересное устройство. Но на вооружение его примут только после испытаний в составе корабельных комплексов, — отметил Андрей Николаев.

Стоимость одного комплекса АРС-600, согласно документам по развитию ВМФ (имеются у "Известий"), — около 310 млн рублей. Уже готово два аппарата — одноместной и двухместной модификации, рассказывает Каганский. По его словам, один из них обеспечивал безопасность погружения президента Владимира Путина в Финский залив прошлым летом.

— Такие аппараты есть у англичан, у голландцев. Обычно в этих странах они не стоят на вооружении, а привлекаются для проведения операций, — сказал Юрий Горев, представитель компании "Тетис Про".

Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров отметил, что зарубежная техника понадобилась для того, чтобы впоследствии строить такие аппараты в России.

— Например, мы закупаем вертолетоносцы "Мистраль" ради тех технологий, которые там заложены, чтобы их освоить и строить аналоги у себя. То же и здесь — посмотреть, изучить, сравнить и перенять опыт, — считает он.

Представитель "ДайвТехноСервис" подтвердил, что существует возможность освоить производство такого подводного аппарата в России.

— В перспективе, я думаю, это реально — открыть производство по лицензии в России, — отметил Каганский.
Читайте полную версию на сайте