Через два года в России может исчезнуть пригородное железнодорожное сообщение
Пригородное железнодорожное сообщение убыточно в подавляющем большинстве стран мира. Но поскольку оно выполняет важную социальную функцию, то везде эту проблему решают за счет государственных субсидий. Государство устанавливает определенный уровень тарифа, исходя из того, что цена билета за проезд в пригородном поезде должна быть ниже себестоимости перевозки. А затем из бюджета компенсируются убытки компаний-перевозчиков. Так было и в нашей стране. Но вот российское правительство решило пойти своим путем.
Напомним, что до реформы, которая практически в одночасье превратила государственное МПС в ОАО РЖД, все решалось пусть и не самым лучшим образом, но просто и безотказно: доходы и расходы МПС по всем сферам деятельности суммировались, и убыточные пригородные перевозки субсидировались за счет прибыльных грузовых. А тут разные виды перевозок стали самостоятельными бизнесами, не зависящими друг от друга.
Понятно, что убыточные в принципе пригородные пассажирские компании прибыльными и даже самоокупающимися не стали. Они просто повисли на шее у бюджетов РЖД, регионов и даже федерального бюджета. Понятно, что люди, отвечающие за каждый из этих бюджетов, старались сбросить эту ношу с плеч. В итоге расходы на поддержание пригородного сообщения переложили на регионы, большинство из которых у нас, как известно, дотационные.
И вот сейчас стало окончательно ясно, что РЖД так и не смогло наладить с регионами механизм бюджетных компенсаций за пригородные перевозки.
Но и в РЖД утверждают, что отступать им некуда. К тому же компания добилась решения правительства не оказывать услуги в долг. Результат оказался впечатляющим: в январе
Что же произойдет в случае реализации сегодняшних планов РЖД? Эксперты дают на этот вопрос четкий и недвусмысленный ответ: ряд регионов ждет транспортный коллапс. В тех областях и республиках, где пройдут наибольшие сокращения пригородных поездов, справиться с пассажиропотоком будет нереально.
При этом в СМИ весь прошлый год всплывали крайне интересные детали взаимодействия региональных властей с РЖД и ППК. Вот председатель комитета по транспорту и связи Псковской области Игорь Сильченков дает интервью местной газете. В ответ на вопрос о причинах нерентабельности пригородных перевозок региональный чиновник заявляет: "Особенность нашего региона в том, что 100 % перевозок осуществляется на тепловой тяге. Тепловоз, способный тянуть до 100 вагонов, груженных углем или нефтью, тащит за собой от одного до четырех вагонов при пассажирских перевозках. КПД в этом случае заметно падает. Экономически обоснованный
А затем чиновник начинает говорить вещи просто крамольные: "Да, мы готовы эти убытки компенсировать. Но если мы говорим про заказ, то это должны быть именно те маршруты, которые нам действительно нужны. Предоставьте нам тогда экономичный подвижной состав и согласованные с нами по времени и направлениям маршруты. И когда нам будут выставлять разницу от этих убытков, мы будем искать возможность компенсировать ее на 100 %. Суммы же убытков до сих пор непрозрачны, мы их не видим. Если судить, например, по прошлому году, то сумма выставленных региону убытков составила 300 миллионов рублей, 200 миллионов из которых это "прочие расходы". Эта информация нам не раскрывается. В СЗ ППК отвечают, что это контракты между компанией и РЖД, и это не должно нас касаться".
Вот мы и вступаем на зыбкую почву причин сложившейся ситуации. Регионы считают, что их вынуждают платить за явные просчеты в работе ППК. Более того, рассуждения о непрозрачности их расходов вполне можно воспринимать как обвинение: почему регион должен платить неизвестно за что?
И еще один момент, неприятный для РЖД, высказанный Игорем Сильченковым: "После создания пригородных компаний долги перед ними возросли многократно. Если раньше мы на договор по транспортному обслуживанию тратили 3 миллиона рублей, то теперь 300 миллионов рублей. На территории Псковской области сегодня действуют две ППК:
Из этих слов становится ясно, что отнюдь не только регионы виноваты в сложившейся ситуации. Но вот что говорит
В ноябре прошлого года
СППК, заявил Алсуфьев, представляет региону суммы выпадающих доходов, которые возмещаются из областного бюджета. Но, по оценке правительства региона, сегодня их объем в разы отличается от убытков СППК, проверенных областным агентством по тарифам и ценам.
Так кто же