Водители не доверяют системам полуавтономного управления автомобилем

Российские водители не доверяют системам полуавтономного управления автомобилем — круиз-контролю, автоматическому торможению и разгону, парк-пилотам. Такие данные приводит в своем опросе, проведенным специально для "Известий", портал Superjob.ru.

Автомобили с каждым годом становятся всё самостоятельнее и уже способны принимать многие решения, не спрашивая человека — поддерживать заданную скорость с помощью круиз-контроля или даже подстраиваться под скорость впереди едущей машины с помощью адаптивного круиз-контроля, автоматически тормозить перед препятствием, в том числе пешеходами, трогаться и тормозить в пробке. Главное — технические новинки порой способны выручить в критической ситуации.

Согласно опросу "Известий" и Superjob.ru, в котором приняли участие 1,6 тыс. респондентов из разных регионов России, больше всего российские водители заинтересованы в системе автоматического торможения, которая позволяет автомобилю снизить скорость перед препятствием или даже полностью остановиться. Наличие такого помощника при покупке следующей машины обязательно для 17% российских автовладельцев. Причем женщины заинтересованы в ней больше, чем мужчины: 22% против 14%.

"Наличие системы автоматического торможения считаю обязательной, потому что ситуации могут возникать разные, а я очень много езжу. У меня было много автомобилей, со временем я поняла, что такое "дороги в России" и "безбашенные водители на дорогах"; "Я, конечно, и сама затормозить могу, но на всякий случай пусть будет", — такие доводы приводят респонденты.

Правда система автоматического торможения важна для 32% респондентов. А вот  большинству — 44% — она не нужна. 

 "Нет. У меня прекрасный опыт вождения"; "Система автоматического торможения — это для тех, кто ездить не умеет", — отмечают те, кто высказался против.

Круиз-контроль, автоматически поддерживающий заданную скорость автомобиля, большинству российских водителей также не нужен — так ответили 56% опрошенных, причем мужчины и женщины в этом вопросе более единодушны (55% и 56% соответственно).

"Считаю, что режим движения должен определять водитель, то есть думать, когда нужно снизить или превысить скорость, а не полагаться на электронного "шофера""; "По нашим дорогам только тормозить придется, включая такую функцию", — говорят противники системы.

Для 29% респондентов круиз-контроль в машине все же желателен.

Интересно, что меньше всего российские водители заинтересованы в системе автоматической парковки. 73% ответили, что в таком помощнике не нуждаются, причем мужчины категоричнее женщин — (79% против 64%). 

"Я лучше любого пилота припаркуюсь"; "Имею достаточный опыт"; "Функция для женщин"; "Считаю, что навыками парковки должен владеть водитель"; "25 лет за рулем. Какой пилот?"; "Бюджет не тот" — так аргументируют свои ответы опрошенные.

Даже среди тех 17%, кто ответил, что наличие помощника при парковке желательно, находились те, кто добавлял: "Паркуюсь сам неплохо".

Обязательно наличие парк-пилота в автомобиле для 4% российских водителей.

Из опроса видно, что водители не готовы полностью довериться автоматическим системам управления автомобилем и больше полагаются на себя. Тем не менее производители активно продолжают разработки в области автономности машин. Полностью беспилотные автомобили из фильмов про будущее уже существуют, но массово выпустить их на дороги мешают технические недоработки и юридические тонкости. 

— Элементы автопилота в серийных машинах уже широко распространены. Возьмем системы слежения за передвижением автомобиля в своей полосе, когда машина дает сигнал или сама подруливает при выезде за пределы дорожной разметки — мне  нравится работа подобных систем на автомобилях Citroen. А на автомобилях Volvo и ряде других марок неплохо работают активный круиз-контроль и система принудительной остановки при неожиданном возникновении препятствия на дороге. В последних моделях BMW электроника, которая раньше применялась только в военной технике, может определить в полной темноте идущего по дороге человека еще до того, как его осветят лучи фар, причем может распознать, человек это или, скажем, собака, и предупредить об этом водителя. Cейчас массовые модели Ford, Toyota, Volkswagen оснащены качественной системой параллельной парковки, когда машина сама заруливает в тесное парковочное пространство, причем делает это даже лучше опытного водителя, — объяснил "Известиям" автоэксперт, редактор журнала "Эксперт" Алексей Грамматчиков.

— Автопроизводители говорят о том, что так называемые автономные автомобили могут появиться на дорогах в ближайшие 10 лет. Например, на полигоне Ford я видел прототипы, где функция контроля за полосой и активный круиз-контроль давали возможность машине спокойно ездить на трассе с большой скоростью без участия водителя. Конечно, водитель здесь пока сидит у руля и страхует такую систему, но испытания показывают, что такое передвижение даже на большой скорости вполне безопасно и теоретически водитель может во время движения, например, читать газету или смотреть фильм, — говорит Грамматчиков. 

Объем продаж датчиков, с помощью которых автомобили могут определять свое положение на дороге, стремительно растет. Например, на днях немецкая компания Bosch объявила о том, что в текущем году она увеличит объем продаж радарных и видеосенсоров вдвое — до 2 млн единиц, а к 2016 году объем продаж систем помощи водителю этой компании превысит €1 млрд.

Однако, по мнению экспертов, полностью автономного управления автомобилем, которое было бы безопасным на дорогах общего пользования, нельзя добиться без взаимодействия автомобилей друг с другом.

По-настоящему безопасное автономное передвижение машин, по их мнению, возможно только при развитии систем взаимодействия машин между собой, а также с дорожной инфраструктурой.

— General Motors, Toyota, Ford, BMW и другие ведущие автопроизводители уже показывают успешно функционирующие системы, когда, например, датчик, установленный на мотоцикле, предупреждает двигающийся по дороге автомобиль о том, что мотоцикл сейчас выскочит из-за поворота на такой-то скорости. Или установленный на светофоре чип сообщает водителю, что с данной скоростью он не успеет проехать перекресток и ему нужно приготовится к торможению. В Японии в районе штаб-квартиры Toyota, в так называемом Toyota-City, уже успешно автономно передвигаются машины, которые получают сигналы от дорожной инфраструктуры о правильном направлении движения. Успешны испытания электромобилей, которые где-нибудь у торгового центра при вызове со смартфона сами выезжают с парковки навстречу своему владельцу, — говорит ведущий менеджер по разработке продуктов компании "Аркан" Николай Чеглов.

Словом, технологически появление автономного управления автомобилей вполне возможно. Теперь главное, чтобы развитие подобных систем регулировалось и стимулировалось на государственном уровне. Понятно, что отдельно взятому автопроизводителю не под силу оснащать дорожную инфраструктуру электронными датчиками. Такие работы должны осуществляться при участии государственных органов.

— Хотелось бы, чтобы в этом направлении также работали и российские власти. Также не стоит забывать о повышении качества российских дорог. Ведь появление элементов "автономного управления" на дорогах — это вопрос не только комфорта и удобства, но и в первую очередь безопасности, — отмечает Чеглов.

В Европе и США заинтересованность водителей в системах полуавтоматического управления автомобилем находится приблизительно на том же уровне, что и в России. Однако с каждым годом интерес потребителей растет. Согласно исследованию, проведенному американским центром J.D. Power в 2013 году, 21% автомобилистов в США придают значение наличию в машине систем автоматического управления.

Читайте полную версию на сайте