Новый закон образования включил ДШИ в систему предпрофессиональной подготовки

С вступлением в силу нового Закона "Об образовании" они стали частью системы предпрофессиональной подготовки. Что это меняет? В ситуации попыталась разобраться корреспондент "Вечернего Барнаула" Наталья Катренко

До последнего времени все детские школы искусств (то есть художественные, музыкальные, хореографические) юридически приравнивались к учреждениям дополнительного образования – творческим студиям, кружкам или станциям юных техников.

На круги своя

Как выяснилось, раствориться ДШИ в системе внешкольного образования заставил Закон "Об образовании", принятый еще в 1992 году. До этой поры в нашей стране стабильно работала трехступенчатая модель подготовки "школа – училище – вуз", в которой предпрофессиональный этап занимал весомое место. В 1992 году с присвоением ДШИ статуса учреждений допобразования ранняя профессионализация воспитанников перестала быть обязательной и стала носить лишь рекомендательный характер. Все это не могло не сказаться на качестве образования.

– К счастью, в Барнауле новый статус ДШИ получили лишь на бумаге, продолжая воспитывать детей в традициях предпрофессиональной школы, – комментирует специалист городского комитета по культуре Галина Свержевская. – Поэтому в 2012 году с вступлением в силу нового Закона "Об образовании", в котором было решено вернуть детским школам искусств былые позиции, наши учреждения просто продолжили работать в привычном режиме, только теперь официально, подкрепляя свою деятельность необходимыми нормативно-правовыми актами. Таким образом, уже с 2013-2014 учебного года барнаульские ДШИ стали работать в рамках системы подготовки профессиональных кадров в сфере культуры и искусств. То есть отныне их главная задача – обучить способных, отобранных детей с целью их дальнейшего профессионального самоопределения.

Раз ступенька, два ступенька

В связи с этим в барнаульских ДШИ введена двухступенчатая система подготовки: предпрофессиональная, предназначенная для одаренных детей (семь-восемь лет обучения) и общеэстетическая, иначе – общеразвивающая (четыре-пять лет обучения), рассчитанная на детей, которые в будущем не собираются связывать свою жизнь с искусством, а посещают школу исключительно для общего развития.

– В случае если ребенок, успешно пройдя первый этап обучения, захочет продолжить занятия, у него будет возможность сдать экзамены и перейти на предпрофессиональную ступень, которая является начальным этапом профессиональной подготовки, – поясняет Галина Юрьевна. – Поэтому при составлении учебных планов детских школ искусств большое внимание уделялось преемственности с программами учреждений профессионального звена: необходимый перечень предметов, промежуточная итоговая аттестация, требования к выпускнику, график учебного процесса.

Конечно, как уточняет специалист, никто не говорит о 100-процентном поступлении выпускников ДШИ в профессиональные учебные заведения. Достаточно того, что это будут самые способные и мотивированные выпускники.

Этап реформирования

В барнаульских ДШИ новые программы вводятся поэтапно. И если учебные планы для классов предпрофессиональной подготовки уже разработаны, то сейчас ведется работа над формированием общеэстетических программ.

– Можно сказать, что сегодня система образования в сфере культуры переживает этап реформирования, – говорит Галина Юрьевна. – На данном этапе ДШИ реализуют три типа программ: прежнюю, по которой доучиваются дети, набранные ранее, предпрофессиональную и, так сказать, укороченную, общеэстетической направленности. В любом случае то, по какому пути пойдет ребенок, решать родителям.

Обучать детей по предпрофессиональным программам ДШИ начали с сентября 2013 года, с предстоящего учебного года им придется впервые набрать классы общеразвивающие. Что касается предпрофессиональных программ, то, по словам директора Барнаульской детской школы искусств № 1 (иначе – первой художки) Елены Соколовой, на сегодня учреждение ведет обучение по трем основным направлениям: декоративно-прикладное творчество, живопись и дизайн. Вполне возможно, со следующего учебного года здесь будут набирать детей и по специальности "Архитектура".

– Вопросов к формированию предпрофессиональных программ у нас практически нет, однако вызывает недоумение программа общеэстетической направленности, в рамках которой, скажем, на рисунок и историю искусства выделяется лишь час в неделю, на композицию – два часа, а живописи нет вообще, – рассуждает Елена Михайловна. – Столь куцая программа очень уж напоминает занятия в кружке. Боюсь, что детям, проявившим себя за время короткого курса учебы, будет непросто перейти на более интенсивный режим учебы в классе предпрофессиональной подготовки.

Однако, по мнению директора ДШИ № 8, председателя Совета директоров детских музыкальных, художественных и школ искусств города Барнаула Виктора Седельникова, опасаться на этот счет не стоит, ведь талантливым детям, начинавшим учебу в классах общеэстетической направленности, впоследствии не составит труда перейти на более сложную программу обучения.

– Меня больше волнует этический момент такого разграничения. Набирая одних детей как одаренных, других мы вроде как должны отнести к разряду учеников второго сорта? – недоумевает Виктор Георгиевич. – В нашей школе мы решили пойти другим путем: уже в ближайшие дни мы будем осуществлять набор по программам семи-восьми лет обучения и по программам, рассчитанным на четыре-пять лет. При этом у наших учеников всегда будет возможность перей- ти с одного этапа обучения на другой (естественно, при одобрении педагога). Не думаю, что при новом подходе увеличится число детей – во все времена оно оставалось прежним. С введением новых программ, скорее, ближе к старшим классам вырастет число учеников целеустремленных, планирующих связать свое будущее с искусством.

Интересно и мнение родителей. Людмила Киршенман, мама семилетнего Руслана, ученика детской музыкальной школы № 2 по классу гитары, говорит:

– Новую систему целиком одобряю. Ребенку будет легче учиться, если у него появится шанс покинуть стены музыкалки через четыре-пять лет. К тому же, насколько знаю, все это время он будет заниматься по щадящей программе, а значит, ему легче будет совмещать общеобразовательную школу с занятиями музыкой. К тому же в случае если у него вдруг проявятся способности, он сможет учиться и дальше. А если нет, так уйдет из школы не в статусе бросившего, а с корочками.

Наталья Коломейцева, мама восьмилетней Марии, поступающей в этом году в детскую художественную школу № 2, тоже настроена позитивно.

– По-моему, новая система дает возможность детям проявить себя в том возрасте, когда еще не поздно открывать в себе другие способности, – рассуждает она. – И если, скажем, они не проявятся в рисовании, можно будет заняться чем-то другим – музыкой, спортом, танцами… В любом случае для общего развития годы, проведенные в стенах школы, дадут многое. Но у ребенка всегда должен быть шанс уйти, если у него появится другое увлечение.

СПРАВКА "ВБ"

Сегодня в Барнауле насчитывается десять детских школ искусств (учреждений дополнительного образования детей по отрасли "Культура"), это три музыкальных школы, одна художественная школа и шесть ДШИ. В них обучается около шести тысяч учеников, что составляет 10% от общего числа детей школьного возраста.

Задумайся!

В мае был обнародован проект "Основы государственной культурной политики", в котором говорилось о создании правовых, социальных, материальных условий как для профессиональной творческой деятельности, так и для творческой самодеятельности граждан. Приведем один тезис из этого документа:

"Представление о том, что задачу культурного развития страны можно решить, обеспечив деятельность нескольких десятков крупнейших театров, оркестров, творческих коллективов, не просто ошибочно, оно опасно. Общеизвестно: для того чтобы в национальный оркестр пришло 100 высокопрофессиональных музыкантов, в детские музыкальные школы надо принять 10 тысяч музыкально одаренных детей. Не менее важным условием культурного развития общества является и культурный уровень слушателя, зрителя, посетителя музеев и картинных галерей. Высокий уровень культурных запросов граждан является необходимым условием для успешного развития профессиональных искусств".

Читайте полную версию на сайте