Ростуризм хочет ввести обязательный аудит крупных операторов

Крупных туроператоров начнут проверять аудиторы. Как сообщила "Известиям" начальник юридического отдела Ростуризма Изо Арахамия, в планах Ростуризма обязать крупных туроператоров проходить регулярные аудиторские проверки и предоставлять информацию о своей хозяйственной и финансовой деятельности в полном объеме. Сегодня о банкротстве компаний становится известно слишком поздно, когда операторы не могут расплатиться с контрагентами по уже проданным путевкам, а туристы не могут вылететь домой. 

— У нас возникали предложения по проведению аудита крупных туроператоров, сейчас ведется работа над совершенствованием этих предложений и их направлением в правительство через Министерство культуры. Надеемся, что сейчас удастся это воплотить, — говорит Арахамия. 

В пример она приводит банкротство "Ланта-тур вояж" в 2012 году, на фоне которого довольно быстро были приняты поправки, увеличивающие суммы финансовых гарантий.  

— Закон "О туризме" устарел, ему уже почти 20 лет. Есть распоряжение правительства о разработке нового закона, регулирующего туристическую деятельность, но создание проекта запланировано на 2016 год, — отмечает Изо Арахамия. По ее мнению, сейчас требуется с помощью конструктивных предложений менять ту, нормативную базу, которая есть, не дожидаясь сроков, установленных правительством.

По словам Изо Арахамия, фонд "Турпомощь" располагает достаточными средствами, чтобы помочь эвакуировать туристов, которые уже попали в бедственное положение. Но неизвестно, хватит ли денег на помощь клиентам других фирм-банкротов.

— Руководитель фонда заявил, что денег хватит для того, чтобы эвакуировать всех туристов. А останется ли что-то или не останется там, в фонде, на другие случаи, которые могут возникнуть, — это другой вопрос, — сказала она. Ранее глава Ростуризма Олег Сафонов не исключал, что при исчерпании средств придется обращаться к государству. Арахамия отметила, что число эвакуируемых сокращается в том числе и за счет тех, кто оплачивает свой отдых повторно.

 — Есть люди, у которых есть возможность повторно оплатить отдых, а по приезду разбираться со страховой компанией и возвращать свои деньги. Не все хотят возвращаться — просто потом они привозят документы, подтверждающие ущерб, связанный с повторной оплатой перевозки и размещения, и могут предъявлять требования страховой компании, — говорит она. 

Участники рынка указывают на то, что фонд "Турпомощь" вряд ли выдержит банкротство еще одной компании из топ-10. К тому же фонд в помощь туристам формировался постоянно, но крупные компании, чьих клиентов приходится вызволять за общий счет, не вносили в него существенных взносов.

— В реестре Ростуризма около 20% операторов — крупные и выше крупного. В законе четко написано, что необходимо вносить взносы 0,1% от оборота, но не менее 100 тыс. рублей. В первый год все заплатили 100 тыс. рублей как первый взнос, далее компании должны были выплачивать взносы, исходя из своего оборота, но и второй год платили по 100 тыс. рублей, — отмечает гендиректор компании "АС-Тревел" Светлана Гарнушкина. Таким образом "Лабиринт", набравший миллиардные долги, отчислял в "Турпомощь" минимальные 100 тыс. рублей наравне с малыми операторами.

Она убеждена, что причиной банкротства стольких компаний стало то, что они накапливали долги, при этом их партнеры продолжали бронировать для них без предоплаты места в отелях, транспортные блоки. Она также убеждена, что определить на ранней стадии банкротов могут помочь обязательные аудиторские проверки для крупных операторов. 

 Финансовые аналитики убеждены, что аудит поможет, но главное, чтобы данные проверяющих доходили не только до отраслевых организаций, Минкультуры и федерального агентства — Ростуризма, но были доступны и для партнеров за рубежом. Если этого не произойдет, операторы начнут терять клиентов.

— Ежегодный аудит туроператоров увеличит прозрачность сектора и позволит повысить лояльность клиентов. По моим оценкам, отток туристов из-за девальвации рубля и негативных геополитических факторов составил порядка 25–30% по сравнению с прошлым годом на европейские направления, а в целом же этот показатель составляет порядка 12–15%. При этом доля турагентств неуклонно снижается — туристы всё чаще предпочитают самостоятельно планировать свой отпуск. Если в 2013 году более трети туристов предпочитали бронировать отпуск через подобные компании, то сейчас лишь чуть больше четверти. При этом с участившимися банкротствами турфирм этот процесс лишь усилился, — говорит аналитик "ИнстаФорекс" Антон Фомин.

По его мнению, отчеты о проверках должны быть доступны и клиентам, и органам власти, и контрагентам операторов за рубежом. Чтобы все они вовремя смогли остановить взаимодействие с банкротом.

По последним данным, за рубежом находится 1,2 тыс. клиентов компании "ИнтАэр", объявившей 5 августа о прекращении деятельности. От компании "Лабиринт", прекратившей работу 2 августа, ждут эвакуации на курортах 15 тыс. россиян. В первый день месяца о банкротстве объявила компания "Идеал-тур", по заявлениям АТОР (Ассоциации туроператоров России), от этой компании за пределами России находятся около 20 тыс. туристов. Напомним, что массовая приостановка деятельности туроператорами началась еще в июле, за три недели о приостановке деятельности сообщили ЗАО "Фирма "Нева", компания "Роза ветров Мир" и "Экспо-тур".

Читайте полную версию на сайте